Платья 19 века франция

Платья 19 века франция

Ампирная мода охватывала период Директории (1795—1799), Консульства (1799—1804) и Первой �мперии (1804—1814) с некоторым влиянием на ранние годы Реставрации Бурбонов. Сформировавшись в революционной Франции, она получила дальнейшее развитие при Наполеоне и характеризовалась, как и другие проявления стиля ампир, интересом к античным образцам. Стиль продержался до 1820-х годов, постепенно сменившись викторианским.

Содержание

Характеристика [ править | править код ]

Мода этого времени развивалась в контрасте с пышной, избыточной модой XVIII века Старого порядка у французской аристократии, к которой после Великой французской буржуазной революции никто не хотел быть причастным. Люди начали одеваться с большей степенью самовыражения, нежели с прежним стремлением обозначения своего социального положения [1] . �счезли кринолины и парики, корсеты. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим — возникновению моды а-ля антик.

В этот период появляются регулярные модные журналы, выходившие раз в месяц, которые помогали мужчинам и женщинам следить за изменениями в модных тенденциях.

Женская мода [ править | править код ]

Практичное Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ женское платье вошло РІ РјРѕРґСѓ СЃ оглядкой РЅР° рабочий класс женщин [2] , подчёркивая размывшиеся границы между полами Рё классами, Р° жакеты Рё жилеты, пришедшие РёР· мужского гардероба, обозначали возросшую мобильность женщин [3] . Утягивающие корсеты уступили место силуэту СЃ завышенной талией [4] . Стремление Рє естественности привело Рє РјРѕРґРµ РЅР° демонстрацию натуральной фигуры, просвечивающей через ткань, Рё глубокое декольте [5] . РЎ подачи РјРѕРґРЅРёС† периода Директории мервельёзов (Merveilleuses — причудницы) Терезы Тальен, Жозефины Богарне, мадмуазель Ланж РІ РјРѕРґСѓ вошло то, что прежде считалось неприличным. Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно РѕРґРЅРѕР№ только рубашки, чтобы быть одетыми РїРѕ РјРѕРґРµ. Эта РјРѕРґР° получила название Р°-ля соваж («a la sauvage» — нагая). Р’ Англии её популяризовала Р­РјРјР° Гамильтон.

«Р’СЃС‘ РІ женском костюме было направлено РЅР° обрисовывание формы тела. Прозрачная батистовая рубашка позволяла видеть РІСЃСЋ РЅРѕРіСѓ, украшенную над коленом золотыми обручами. Если Сѓ женщины РЅРµ РІРёРґРЅС‹ были РЅРѕРіРё РѕС‚ туфель РґРѕ СЏРіРѕРґРёС†, то говорили, что РѕРЅР° РЅРµ умеет одеваться. РљРѕРіРґР° дама шла, платье, кокетливо подобранное спереди Рё позади, обтягивающе показывало РІСЃСЋ РёРіСЂСѓ СЏРіРѕРґРёС† Рё мускулов её РЅРѕРі РїСЂРё каждом шаге» [6] .

РќРѕ РєРѕРіРґР° Наполеон стал императором, период революционных вольностей сошёл РЅР° нет, Рё хотя общий силуэт сохранился, оголяться дамы стали намного меньше, декольте поползло вверх. Ближе Рє 1804 РіРѕРґСѓ платье становится закрытым РґРѕ шеи, появляются рукава, Р° шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась СЋР±РєР° [7] . Р�звестна история Рѕ том, как Наполеон заметил красивую молодую даму РІ очень смелом наряде. РћРЅ РіСЂРѕРјРєРѕ вызвал её РёР· толпы Рё РіСЂРѕР·РЅРѕ сказал: «РњР°РґР°Рј, РІС‹ раздеты, идите оденьтесь!».

Период Р�мперии ввёл тяжёлые шелка Рё бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитьё РЅР° шлейфах платьев — РёС… дизайн разработан Рє коронации Бонапарта. Ненадолго появились шёлковые платья СЃ длинными шлейфами, вышитые золотом Рё серебром, широкие кружева Рё воротники «СЃС‚юарт».

В княжествах Германии отказались от своей традиционной, скромной одежды и подхватили французскую и английскую моду на платья с короткими рукавами и жакеты-спенсеры [1] . В �спании же представители аристократии и высшего класса выступили против французских веяний и одевались как махи [8] .

Цвета и ткани [ править | править код ]

Были популярны светлые оттенки, свидетельствующие о высоком положении, белые, почти прозрачные ткани, кисеи. Материю научились отбеливать. Материалами служили лёгкие хлопчатобумажные и льняные ткани — муслин, батист, кисея, фуляр, кружево, креп, тюль, прозрачная шерсть — дымка.

Одежда [ править | править код ]

Платья [ править | править код ]

По внешнему виду платья напоминали рубашки и имели т. н. ампирный силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. �х шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелёными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.

РџРѕРґ платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Рубашка называлась шмиз («chemise»), СЃРєРІРѕР·СЊ него просвечивало тело. Р�РЅРѕРіРґР° даже платья РёР· тонких материй смачивали РІРѕРґРѕР№, чтобы РѕРЅРё прилипали Рє телу [6] . Декольте тоже были максимально открытыми. РќР° парадных платьях его украшали небольшими стоячими воротниками-херусками [9] .

Молодые девушки носили платья покороче, из-под которых виднелись длинные до щиколотки панталоны. Чаще всего их делали из лёгкого шёлка — фуляра, отделывали бархатной лентой и оборками.

Пальто [ править | править код ]

Большой вырез платья, выходя на улицу, было принято прикрывать пелериной. Для этой цели надевались рединготы (от англ. r >[10] .

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто, которое застёгивалось спереди на крючки.

Спенсер — короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шёлковой подкладке с кружевным воротником и застёжкой на крючках, также служил верхней одеждой.

Обувь [ править | править код ]

Обувь изменилась, поскольку изменились танцы и походка — из-за отсутствия кринолинов стало удобней подходить ближе к партнёрше, а облегающее платье диктовало дамам особое внимание к своей походке.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщённой кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Головные уборы [ править | править код ]

Головные СѓР±РѕСЂС‹ делались РЅР° восточный образец — популярны были тюрбаны, чалмы, «РєРёС‚айские» шляпки, РЅР° которые шли лёгкие муслиновые Рё шифоновые ткани, перевивая бусами Рё укрепляя РЅР° нём перья брошью, Р° также береты СЃРѕ страусовыми перьями. Также носили шляпы наподобие капора РЅР° каркасе, СЃ большими полями спереди, отделывая РёС… лентами Рё кружевом, подвязывая лентами РїРѕРґ РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРєРѕРј. Цвета для РЅРёС… использовались бледные. Копировались также шлемы Рё мужские шляпы.

Аксессуары [ править | править код ]

Простые, как правило, однотонные светлые платья дополнялись множеством аксессуаров и украшений. Женщины носили белые длинные шёлковые перчатки и чулки (с серебряными стрелками, вышивкой с гирляндами дубовых и лавровых листьев); для прогулок по улице брали шёлковые зонты и ридикюли.

В начале XIX века несколько изменённый воротник-раф стал модной частью повседневной женской одежды [11] .

Шали и шарфы [ править | править код ]

Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили невероятных денег. �х производство во Франции, вместо импортных кашмировых, началось благодаря покровительству императрицы Жозефины около 1805 года. Кроме своей эстетичности, они служили защите от холода. Возник даже особенный танец с шалью.

Декольте могли прикрывать прозрачными косынками — фишю. Замужние дамы и женщины в возрасте носили боа — узкий длинный шарф из меха или перьев.

Украшения [ править | править код ]

Камеи, благодаря своим античным истокам, на какое-то время затмили бриллианты и прочее. Они изготавливались из агатов и ониксов. Популярны были медальоны с локонами возлюбленных.

Браслеты носились РЅР° руках Рё ногах. Ножные браслеты — РЅР° щиколотке Рё выше колена. Ручные браслеты Рё кольца надевались поверх перчаток. Носятся ожерелья Рё колье, несколько раз обёрнутые РІРѕРєСЂСѓРі шеи, серьги СЃ богатыми подвесками. Были популярными круглые Рё овальные броши — РёРјРё закалывали модные кашемировые шали, необходимые РїСЂРё лёгкой одежде. «Р’ золотые оправы брошей вставляли античные камеи или тонко выписанные эмалевые портретные миниатюры, которые, как правило, окружали РїРѕСЏСЃРєРѕРј РёР· мелких бриллиантов или жемчужин. Нередко вместо резных камней Рё эмалевых миниатюр РІ броши монтировали мозаичные изображения или веджвудские неглазурованные бисквиты СЃ двухслойными рельефами, преимущественно белыми РЅР° голубом фоне» [12] .

Причёски и косметика [ править | править код ]

В моде была белизна лица и кожи, наподобие мраморных, поэтому пудрили всё тело, могли использовать неяркую помаду. Яркая косметика не была популярна.

После Великой Французской революции РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ всеобщее упрощение РјРѕРґС‹ РІ качестве протеста против РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ аристократической культуры СЂРѕРєРѕРєРѕ. Парики Рё пышные конструкции РёР· волос теряют популярность. Р’ Париже появилась так называемая «РїСЂРёС‡С‘СЃРєР° жертвы» (фр. Г  la sacrifiГ© ) как подражание приговорённым Рє казни РЅР° гильотине. РќР° фоне увлечения античностью распространение получают причёски, подражающие античным: «Р°-ля грек», «Р°-ля Аспазия», «Р°-ля РўРёС‚». Последнюю причёску популяризировала известная светская дама Тереза Тальен.

Р’ период Директории пользовались популярностью парики СЃ короткой причёской, причём тёмные парики чередовались СЃРѕ светлыми, поскольку господствовал принцип: «Р±РµР»РѕРєСѓСЂС‹Р№ парик утром, Р° тёмный — вечером».

Читайте также:  Пошлые сцены РёР· 50 оттенков серого

Вскорости произошло возвращение Рє длинным волосам, уложенным «Р°-ля грек»: волосы собирали высоко, укладывали РІ сеточку или РІ РєРѕСЃС‹, завивали, украшали лентами Рё цветами. Лицо обрамляли различными видами локонов — плоских, круглых, спиральных, трубчатых, ленточных, стружками [13] . Сзади был пучок («СѓР·РµР» Психеи») — РёР· СЃРІРѕРёС… волос или же шиньона, закреплённого гребнями, шпильками или сетками. РќР° лоб выбивались кудряшки. Р’ 1810-Рµ РіРѕРґС‹ укладывали над ушами кольца РёР· волос.

Голова украшалась диадемами и обручами, также использовались фероньерки, венки из искусственных цветов и колосьев, дубовых и лавровых листьев.

Мужская мода [ править | править код ]

Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — дозволялось было быть яркими. Галстуки в то время были похожи на шейные платки, которые повязывались под воротником-фатермордером. �з украшений в мужской одежде есть булавка для галстука и часы. Законодателем моды в Англии был денди Джордж Браммел, который ввёл в моду современный мужской чёрный костюм с галстуком, ставший деловой и официальной одеждой.

В Европе в эпоху регентства фрак носят в сочетании со светлыми жилетом и панталонами, которые держались на подтяжках. До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц. В эпоху бидермайер (с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные. Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр.

Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.

Р›-Р›. Буальи — Портрет композитора Франсуа-Адриен Бойельдье (РѕРє. 1800)

manon_legko

Думала просто повыкладывать фотографии с выставки Васильева ("Мода в зеркале истории") из зала 19 века,а потом поняла что интереснее будет все-таки добавить немного истории костюма.

итак,мода на рубеже 18 и 19 столетий и первых двух десятилетий 19-го.

к началу 19 века Франция стала мировым лидером не только в политике,но и в искусстве.эталоном для подражания стала Римская империя,благодаря имперским амбициям французов и раскопкам в Помпеях.

волна увлечением стилем ампир (от фр.empire-имперский) охватила весь мир.

Россия в правление Александра 1-го ,убаюканная патриархальным устоем,"спала".

русская аристократия во всем подражала Франции:говорила и одевалась по-французски.

но если в женской моде законодателем была Франция,то в мужской моде-Англия.античная идея в мужской моде провалилась.придворные щеголи вообще перестают украшать себя лентами,кружевами,перьями.драгоценностям и и мушками.

вот что пишет о мужской моде тех лет Делеклюз в своих "Воспоминаниях за шестьдесят лет":"аристократизмом в мужчине является талант,а в женщине красота.современные мужчины одеваются,а не наряжаются".

женщины же носят исключительно те наряды,которые подчеркивают их физические достоинства.

мужчины носят узкие,наглухо закрытые костюмы;женщины одеты в в легкие платья без сорочек.

мужчины носят сапоги с гвоздями,женщины-едва заметные туфельки без каблуков,с такой узенькой подошвой,что при малейшей сырости они не могут ходить пешком-недаром "Модный журнал для дам" за 1801 год утверждает:"нельзя быть модницей,не имея экипажа".


Давид,автопортрет.
художник во время работы в домашнем халате с белым жабо;ненапудренные волосы указывают на послереволюционную эпоху

творцами мужской моды были английские лорды,артисты и денди.
некий лорд Кэтогэн оказал влияние на всю Европу своей прической;лорд Спенсер-своим жилетом,а лорд Кэррик своим плащом с несколькими воротниками.
английский костюм для верховой езды переняли многие молодые поэты Германии,например,Гете,преобразовав его в светский костюм "редингот" (redingot)-который вскоре стал самой распространенной одеждой и в остальных странах Европы.

по поводу женского костюма журнал "Московский Меркурий" в 1803 году высказывается следующим образом:
"в нынешнем костюме главным почитается обрисовывание тела.если у женщины не видно сложения ног от башмаков до туловища,то говорят,что она не умеет одеваться или хочет отличаться странностью.когда нимфа идет,платье искусно подобранное и позади гладко обтянутое.показывает всю игру мускулов ее при каждом шаге".
для создания таких нарядов требовались и особые ткани.
в этот период пользуются популярностью батист,муслин,тафта,креп и кисея.

законодательницами РјРѕРґС‹ периода Директории(1795-1799) — так называемые "Merveileuses"-были Тереза Тальен,Жозефина Богарне(будущая императрица) Рё мадмуазель Ланж.

про светскую даму ,подругу Жозефины Богарне(Бонапарт),Терезу Тальен журнал "Зеркало Парижа" писал следующее:
"она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями"


Тереза на картине Давида

ей не уступала мадмуазель Ланж,французская актриса и куртизанка-она позировала художникам обнаженной и вообще всячески поддерживала эту новую моду,получившую название "а-ля соваж"(a-la sauvage-нагая)

мадмуазель Ланж в образе Венеры на картине Жирозе Триозона,1798 год

английская карикатура Джеймса Гилрея(1806 г) "Тереза Тальен и императрица Жозефина танцуют голыми перед Баррасом зимой 1797 года"(Бонопарт подсматривает справа)
***Поль Баррас-один из видных деятелей Великой Французской революции,был мужем Терезы Тальен

крой платьев напоминал рубашечный силуэт,созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны.
под платья-туники надевали рубашку или трико телесного цвета,эта рубашка называлась "шмиз" ("chemise").

шмизы ,1800 год


карикатура:мужчина принимает даму,одетую по моде,за нищенку (что она стоит "в одной рубашке") и подает ей монету


карикатура "три грации":намек на то,что далеко не всем шел новый свободный фасон платьев

в России моды "саваж" никогда не было,у дам на балах всегда присутствовали нижние юбки.

во Франции же период революционных вольностей сошел на нет когда Наполеон стал императором.
общий силуэт сохранился,но оголяться дамы стали меньше;декольте поползло вверх.
ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи,появляются рукава,а шлейф исчезает полностью.

однажды Наполеон,увидев молодую даму в очень смелом наряде,громко вызвал ее из толпы и сказал:"мадам,вы раздеты,идите и оденьтесь!"-на этом "голая мода" ушла в прошлое.
также в период �мперии вошли в моду тяжелые античные орнаменты,золотое шитье на шлейфах платье-их дизайн был разработан к коронации Бонапарта.

"посвящение императора Наполеона"

большой вырез платья,выходя на улицу.прикрывали пелериной.с легкими платьями надевали легкое кружевное манто на подкладке,которое застегивали спереди на крючки.также носили рединготы (пальто из легкой шерстяной ткани прилегающего силуэта) и спенсеры(короткий жакет с длинными рукавами на утепленной ватной или меховой подкладке).
очень модными были шали,особенно кашмировые шали-они стоили целые состояния.также декольте прикрывали прозрачными косынками-"фишю".это был тонкий треугольный или сложенный по диагонали квадратный платок из легкой ткани(муслина,батиста) или кружев,подчеркивавший шею и декольте.
появился в в одежде французских женщин нижних и средних слоев общества в 17-м веке.


Кристиан Галлагер "Элизабет Сьюл Солсбери",1789 год.
светлый платок на шее-фишю

замужние женщины и женщины в возрасте носили боа.

прически были гладкие,с пробором посередине в подражание греческим и римским образцам.

портрет мадмуазель де Р�вьер
эталонное платье ампир;прическа с пробором

А.Молинарти 1809
портрет В.Ф.Вяземской
прическа под названием "а-ля Титус"(или "Жертва")-призвана была напоминать о казнях во времена Великой франц.революции1789 года.выбривались волосы на затылке,как это делал палач Самсон;женщины отрезали себе волосы на затылке до корней

Давид,портрет мадам Рекамье
она одета в шлиз,прическа-опять а-ля Т�т:легко завитые волосы придерживаются надо лбом лентой

рисунок из журанла "Журнал де дам",1799 год.шмиз,который книзу расширяется до шлейфа,украшенного искусственными цветами.
прическа-"а-ля олландэз"(a la hollandaise)

сзади волосы убирают в пучки("узел Психеи")-из своих волос или из шиньона,закрепленного гребнями,шпильками,заколками или сетками.
лицо обрамляли локонами-плоскими,круглыми,спиральными и т.д.
на лоб часто спускались челки

Боровиковский,1807 год.
портрет М.Ф.Барятинской
челка на лбу и волосы заколоты сзади


Жерар,портрет мадам Рекамье
шлиз из тонкой белой тканис большим вырезом,обнажающим плечи.платье дополняет шаль,заменяющая собой плащ.
волосы собраны в пучок с декоративной иглой "а-ля грек"

также голова украшалась диадемами и обручами,также использовались венки из искусственных цветов,колосьев и лавровых листьев.в период Директории были популярны парики(господствовал принцип:"утром светлый парик,вечером темный")

из украшений очень популярны были браслеты на руках и ногах;ножные надевались на щиколотку и выше колена,ручные браслеты и кольца надевали поверх перчаток.
круглыми и овальными брошами закалывали модные кашмировые шали.
очень популярны были камеи-на какое-то время они затмили бриллианты и проч.
"теперь модные женщины носят камеи на поясах,в ожерельях,в каждом браслете,в диадеме"-писал модный журнал Jurnal des Dames в 1805 году.


Каролина и Элиза (сестры Наполеона) в камеях


корона Наполеона-старинные камеи.мода на резные камни усугубилась после его итальянской компании в 796 году


Гортензия Богарне в тиаре с камеями

Читайте также:  Рљ чему снится тонущий котенок

а вот шляпы находятся в стороне от античной моды.головные уборы делались на восточный образец:тюрбаны,чалмы,"китайские шляпки",на которые шли легкие муслиновые и шифоновые ткани,перевивая бусами и укрепляя на них перья брошью,а также береты со страусовыми перьями.
также носили шляпы наподобие капора с большими полями спереди,отделывая их лентами и кружевом,подвязывая лентами под подбородком.


"Журнал де дам"1799 год;сельский чепчик украшенный тюлем-парижская мода конца 18 века

1797 год,рисунок из модного английского журнала-шляпа с широкой лентой в профиль закрывает лицо


рисунок из модного журнала,1803 год
шляпки и чепцы к выходным платьям

. ну а теперь- экспонаты с выставки Васильева:

платье дамское,хлопчатобумажная ткань 1810-е годы,Россия

платье-хлопчатобумажная ткань,Франция 1810-е годы
шаль-батист,вышивка;Франция 1810-е годы


платье с шалью
Р РѕСЃСЃРёСЏ,1810-Рµ РіРѕРґС‹
атлас,отделка шелковыми полосами и шнуром в тон


платье с шалью
платье:муслин,вышивка "французским узелком",Франция 1800-е годы
шаль:батист,вышивка гладью;Франция 1800-е годы


платье дамское:хлопчатобумажный батист,Россия 1800-е
кашемировая шаль,Россия 1800-е годы

веера ампир:


кость,шелк,вышивка блестками
Франция,1800-е годы


радикюль в форме ладьи:тисненый картон,шелк,стальные блестки
Франция,!800-е годы
гребень-диадема:латунь,искусственный жемчуг
Франция,1810-е годы

еще веера в стиле ампир:
кость,черепаха,шелк,вышивка,блестки
1800-1815 РіРѕРґС‹

веера и пудреница-табакерка

вот здесь получше видно:

пудреница-табакерка с миниатюрой
дерево,слоновая кость,акварель,металл


гребни-диадемы
латунь,золочение,хрксталь,искуственный жемчуг
Фпанция 1810-е годы

радикюли:
(вышивка бисером,вязание льняной нитью;РОссия,�спания,Франция 1810-1820-е годы)




туфли бальные,атлас
Este,Париж 1810-е

лорнет:меиалл,стекло;1810-е

веер-опахало в стиле ампир;картон,гравюра,дерево
Франция,1800-1810-е

трубка-одноглядка:латунь,кость,перламутр
Франция,1810-е

женский портрет-миниатюра-дерево,слоновая кость,акварель,масло
Франция,1801810-е годы

столик для рукоделия:

дерево,резьба,фанеровка,лак
РОссия ,первая половина 19 века

зеркало настенное:дерево,лак,резьба
РОссия,первая половина 19 века

столик и часы
столик:дерево,мрамор,бронза,литье
Россия,конец 19 в

часы настольные со скульптурой античного бога:бронза,стекло,литье,золочение,эмаль цветная
Франция,начало 19 века

. ну а остальное с выставки выложу в следующих постах.

Конец XVIII — начало XIX века. Франция. Бунтарская РјРѕРґР° .

После казни Робеспьера, ознаменовавшей окончание кровавого режима Террора, Рё РїСЂРёС…РѕРґР° Рє власти Директории (1795-1799 РіРі.) новые РјРѕРґРЅРёРєРё заполонили улицы французских РіРѕСЂРѕРґРѕРІ. РћРЅРё настолько выделялись РёР· толпы, что получили прозвище „невероятные“ (Incroyables), Р° РёС… РїРѕРґСЂСѓРі стали называть „причудницами“, или „изумительными“ (Merveilleuses). Среди РЅРёС… были потомки аристократов, казненных Конвентом, Р° также представители „золотой молодежи“, которые происходили РёР· семей нуворишей — разбогатевших буржуа, которые заработали СЃРІРѕР№ капитал, продавая оружие или занимаясь ростовщичеством.
Р’ число "Merveilleuses" входили Тереза Тальен, Жозефина Богарне, мадмуазель Ланж. РЎ легкой СЂСѓРєРё Терезии Тальен Рё ей подобных решительно выступило РЅР° передний план то, что раньше считалось неприличным. Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно РѕРґРЅРѕР№ только рубашки, чтобы быть одетыми РїРѕ РјРѕРґРµ. Эта РјРѕРґР° получила название Р°-ля соваж («a la sauvage» — нагая). Р’ Англии её популяризовала Р­РјРјР° Гамильтон.

PRUD’HON, Pierre-Paul The Empress Josephine c. 1805 Oil on canvas, 244 x 179 cm MusГ©e du Louvre, Paris

Первые щеголи, или мюскадены (РѕС‚ фр. Muscadins) появились еще РІ 1792 Рі. РџРѕ политическим убеждениям РѕРЅРё были роялистами, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, эти бульварные франты смачивавали РІРѕ время казни Робеспьера СЃРІРѕРё носовые платки РІ РєСЂРѕРІРё Неподкупного, Р° белокурые парики изготовляли РёР· волос казненных. РЎРІРѕРµ прозвище РѕРЅРё получили РёР·-Р·Р° пристрастия Рє мускусным духам — так РѕРЅРё противопоставляли себя аскетизму революционного времени. РћРЅРё носили зеленые фраки (это цвет графа Рґ`Артуа, младшего брата короля), черные воротники РЅР° РёС… одежде символизировали траур РїРѕ королю Людовику XVI, Р° семь перламутровых РєРЅРѕРїРѕРє РЅР° одежде пришивались РІ честь малолетнего СѓР·РЅРёРєР° Тампля Людовика XVII. РћРЅРё даже демонстративно картавили — ненависть Рє Р±СѓРєРІРµ "СЂ" обьяснялась тем, что именно СЃ нее начинается слово "революция". Рассадниками модных веяний были аристократические клубы РїРѕРґ названием „балы жертв“. РЎСЋРґР° допускались только те, чьи ближайшие родственники были казнены РЅР° гильотине. Здесь впервые начинают танцевать вальс,который РґРѕ этого считался неприличным, надевают батистовые полупрозрачные «С‚СѓРЅРёРєРё» РїСЂСЏРјРѕ РЅР° голое тело , РІ память Рѕ Шарлотте РљРѕСЂРґРµ, убившей Маратана, набрасывают РЅР° плечи красную шаль.

Cafe des Incroyables. Ma parole d’honneur ils le plaisante.
1797
Р’ таких клубах был РїСЂРёРЅСЏС‚ особый дресс-РєРѕРґ. Дамы носили короткие стрижки, отрезая РґРѕ корней волосы РЅР° затылке, Р° РёС… кавалеры выбривали волосы сзади, как Сѓ осужденного РЅР° казнь. Такая прическа называлась Р°-ля виктим (жертва), или Р°-ля Сансон — РїРѕ имени известного парижского палача, также была популярна прическа "Дикарка".Последняя напоминала прическу типа «С‚олько РёР· постели»: длинные смятые, РЅРµ расчесанные волосы РІ беспорядке спадали РЅР° плечи Рё РіСЂСѓРґСЊ. РћРЅРё меняли парики РІ зависимости РѕС‚ времени РґРЅСЏ: утром — надевали мальчишеский, белокурый паричок, днем, РЅР° прогулку или для визитов, — рыжий или каштановый, Р° вечером — черный.
Девушки одевали красные бархотки, имитирующие след РѕС‚ ножа гильотины, Рё шляпки „слуховым окошком“, которые также должны были напоминать гильотину, чулки СЃРѕ вставками РґСЂСѓРіРѕРіРѕ цвета, СѓР·РєРёРµ туфли, огромные медвежьи муфты Рё. почтовый рожок, висевший РІ качестве украшения РЅР° толстой шейной цепочке, спускавшейся почти РґРѕ живота. Мужчины приветствовали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° характерным резким РєРёРІРєРѕРј отсекаемой головы, что называлось “чихнуть РІ мешок“.

Marche incroyable
Date 1830-1840

Веками жаждавший равноправия, сметливый слабый пол, пользуясь демократическими веяниями Великой французской революции "Свобода! Равенство! Братство!", мгновенно сориентировался. Особенно по душе пришлись два первых лозунга.
Рассказывали, что началось все со скандально известной Фортуне Гамелен, которая взяла и прошлась по Елисейским полям с обнаженной грудью, что вызвало невероятный восторг у имевших счастье лицезреть это "шоу" мужчин.
Желание выразить в костюме республиканские убеждения и принципы поведения в революционной Франции привело к подражанию одежде древних греков и римлян, или, по крайней мере, всему тому, что считалось подлинно античным. Наследовние греческих образцов обнаруживается, прежде всего, в женских платьях с высокой талией (без корсета), в свободно струящихся прозрачных муслиновых одеждах, по форме и покрою напоминавших хитон и пеплос античных героинь и богинь, в антикизированных сандалиях с завязками вокруг икр, в оголенных руках, в глубоком декольте.

Женщины решительно облачились РІ прилегающее платье Р°-ля антик РёР· тонкой, РјСЏРіРєРѕР№, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ струящейся РїРѕ округлым женским формам прозрачной муслиновой, батистовой либо кисейной белой ткани РёР· Р�РЅРґРёРё СЃ сильно оголенными руками, глубоким округлым вырезом РЅР° РіСЂСѓРґРё. РћРЅРё отбросили РІСЃСЏРєРёРµ каркасы, подкладки Рё даже нижние одежды,— надевали РЅР° себя трико телесного цвета типа современного балетного, Р° сверх него — легкую, длинную, широкую, СЃ красиво расположенными складками «С‚СѓРЅРёРєСѓ», разрезанную РЅР° боках Рё перехваченную РїРѕРґ РіСЂСѓРґСЊСЋ РїРѕСЏСЃРѕРј.

1804-05 Francois Gerard — Woman Reading A Letter

journal des dames 1798
Некоторые наиболее «РїСЂРѕРґРІРёРЅСѓС‚ые» парижанки еще подкладывали сзади РїРѕРґ СЋР±РєСѓ подушечку, чтобы РїРѕРґРѕР» аппетитно изгибался назад, дразня Рё распаляя мужское воображение. РќРёРєРѕРіРґР° ранее женщины РЅРµ позволяли себе столь откровенных костюмов. Первыми, «РЅР° СѓСЂР°», приняли эту РјРѕРґСѓ молодые, стройные, хорошо сложенные, Р° главное, РЅРµ боявшиеся показать голое тело, женщины Рё девицы. Так РІРѕР·РЅРёРє культ обнаженного тела.

Английская карикатура

Девушки надевали такие платья РЅР° голое теле, предварительно смачивая ткань РІРѕРґРѕР№, чтобы та, прилипнув Рє телу, подчеркивала его пикантные выпуклости. «РћРЅРё показывали себя полуголыми, отбросив РІСЃСЏРєРёР№ стыд, стремились только Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ: обратить РЅР° себя внимание. Без рубашек, без нижних СЋР±РѕРє, только РІ корсете Рё панталонах телесного цвета, РѕРЅРё набрасывали сверху греческие туники РёР· тончайшего светлого муслина, СЃРєРІРѕР·СЊ который просвечивали СЂСѓРєРё, РЅРѕРіРё Рё РіСЂСѓРґСЊ. Р СѓРєРё были украшены множеством браслетов строгих античных форм, — так же Рё нижняя часть РёРєСЂ; РЅРѕРіРё без чулок РІ открытых сандалиях, Рё РЅР° каждом пальчике РЅРѕРіРё кольцо СЃ бриллиантом или драгоценной камеей». Появляясь РЅР° балу РІ таком РІРёРґРµ причудница вызывала фурор: "Что Р·Р° РіСѓР»? Кто эта женщина, которую встречают овацией? Подойдем, посмотрим. Толпа окружила ее. Да РѕРЅР°, кажется, голая? Нет… Пожалуй, РІСЃРµ-таки нет… Подойдем еще ближе. Сможет ли РјРѕР№ карандаш нарисовать эту картину? РЇ вижу легкие панталоны, так плотно облегающие тело, что РёС… можно было Р±С‹ сравнить СЃРѕ знаменитыми кожаными штанами принца Рґ’Артуа, РІ которые его ухитрялись впихнуть, РїСЂРёРїРѕРґРЅСЏРІ Рё опуская сверху РІРЅРёР·, четыре дюжих лакея, таким манером, чтобы РЅР° РЅРёС… РЅРµ было РЅРё единой морщинки, Р° вечером «СЂР°СЃРїР°РєРѕРІС‹РІР°Р»Рё» его, приподнимая СЃ еще большими усилиями. Хотя женские панталоны — шелковые, РѕРЅРё прилегают Рє телу еще теснее, чем знаменитые «С€С‚аны РІ обтяжку» принца Рґ’Артуа. Р СѓРєРё украшены браслетами, Р° короткая кофточка СЃ глубоким вырезом почти полностью обнажает едва прикрытые красиво разрисованным тончайшим муслином «СЃРѕСЃСѓРґС‹ материнства». Легкая льняная рубашечка обнажает голени Рё ляжки, обвитые драгоценными золотыми браслетами, сверкающими бриллиантами. Толпа молодых людей окружает ее СЃ радостными возгласами, РЅРѕ юная красавица делает РІРёРґ, что ничего РЅРµ слышит. Рђ РІРѕС‚ еще РѕРґРЅР° «С‡СѓРґРµСЃРЅР°СЏ»: как дразнят воображение эти панталоны телесного цвета, плотно прилегающие Рє коже…" (РёР· РєРЅРёРіРё "Наполеон Рё женщины" Бретона Ги).
Р�ностранцы приходили РІ ужас РѕС‚ смелости парижских РјРѕРґРЅРёС†: туалеты, РІ которых РѕРЅРё щеголяли, 100 лет назад РЅРµ осмелились Р±С‹ надеть даже проститутки! РћСЃРѕР±Рѕ популярный воздушный Рё прозрачный «РєРѕСЃС‚СЋРј Психеи» был так глубоко вырезан спереди Рё сзади, что РіСЂСѓРґСЊ была прикрыта РЅРµ более чем РЅР° три пальца, талия РїСЂРё этом располагалась непосредственно РїРѕРґ РіСЂСѓРґСЊСЋ.

Читайте также:  Как пользоваться временной татуировкой

Jacques Louis David — Madame Recamier D 1800

Portrait of a Young Woman Circle of David (1798)
Обычно день парижской модницы начинался РЅРµ раньше РІРѕСЃСЊРјРё часов утра, РєРѕРіРґР° красавица отправлялась РІ ванну РІ пеньюаре Р°-ля Галатея, после ванны Р·Р° утренним горячим шоколадом РѕРЅР° облачалась РІ модный передничек Р°-ля креолка. После шоколада дама облачалась РІ шмиз (РїРѕ-французски shemise — рубашка) «СЃС‚оль же пригодный для верховой езды, сколь Рё для утренней прогулки пешком». Для обеда предназначалось три РІРёРґР° платья Рё так РґРѕ позднего вечера. Причем, чем ближе Рє ночи, тем наряд становился РІСЃРµ откровеннее Рё откровеннее. Дальнейшее развитие шмиза (появление разреза — сначала РѕС‚ бедра, потом — РѕС‚ талии, Р° затем Рё сзади) только оправдывало худшие опасения скептиков. РњРѕРґР° стала еще более фривольной, РїРѕ истине «РЅР°РіРѕР№» или РјРѕРґРѕР№ Р°-ля соваж (РїРѕ-франц. Р° la sauvage — нагой; самое легкое платье весило. 200 грамм!). РќРёРєРѕРіРґР° еще декольте РЅРµ было так откровенно, как РІ это славное время: РіСЂСѓРґСЊ открывалась РІСЃРµ больше Рё больше — ниже СЃРѕСЃРєРѕРІ. Как писал РѕРґРёРЅ изумленный современник, «РґРІР° резервуара материнства были хорошо РІРёРґРЅС‹ РІ этом РЅРѕРІРѕРјРѕРґРЅРѕРј платье Рё приводили РІ неописуемый восторг мужчин». Лишь РІ очень прохладную РїРѕРіРѕРґСѓ некоторые дамочки томно прикрывали СЃРІРѕРµ выразительное декольте прозрачными косынками — фишу которые кокетливо завязывались РЅР° бантики спереди или сзади РЅР° талии. Р’ последнем случае, сославшись РЅР° то, что «РµР№ душно», дама могла томно попросить кавалера распустить бантик.
Р’СЃРµ РІ женском костюме было направлено РЅР° обрисовывание формы тела. Прозрачная батистовая рубашка позволяла видеть РІСЃСЋ РЅРѕРіСѓ, украшенную над коленом золотыми обручами. Если Сѓ женщины РЅРµ РІРёРґРЅС‹ Р±С‹ ли РЅРѕРіРё РѕС‚ туфель РґРѕ СЏРіРѕРґРёС†, то говорили, что РѕРЅР° РЅРµ умеет одеваться. РљРѕРіРґР° дама шла, платье, кокетливо подобранное спереди Рё позади, обтягивающее показывало РІСЃСЋ РёРіСЂСѓ СЏРіРѕРґРёС† Рё мускулов ее РЅРѕРі РїСЂРё каждом шаге. Недаром «РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ Меркурий» писал РІ те РґРЅРё: «РќРё уважающий себя кавалер уже РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ красоте плеч или грудей; кто желает оказать даме учтивость, тот хвалит форму ее нижнего бюста. » Одновременно РІС…РѕРґСЏС‚ РІ молу парики СЃ короткой прической. Р’СЃРµ очень просто: РјРЅРѕРіРёРµ модницы очень любили менять выражение своего лица, поэтому темные парики чередовались СЃРѕ светлыми. Господствовал принцип: «Р±РµР»РѕРєСѓСЂС‹Р№ парик утром, Р° темный — вече СЂРѕРј». Жгучая испанка мадам Тальен ввела РІ молу белый парик, эффектно оттенявший ее восхитительные томные черные глаза. Ее почин стал невероятно популярен: женщины всегда хотели быть блондинками. Некоторые дамочки имели РїРѕ 30—40 париков, что позволило РёРј ежедневно менять СЃРІРѕР№ облик.
Р’ отсутствие корсета, приподнимавшего Рё оптически увеличивающего Р±СЋСЃС‚, женщинам пришлось довольствоваться либо тем, чем каждую РёР· РЅРёС… наградила РІ этой части тела РїСЂРёСЂРѕРґР°, либо носить очень модный тогда, только что изобретенный искусственный Р±СЋСЃС‚ имитировавший РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ РіСЂСѓРґСЊ РІРѕ всей ее свежести Рё красоте. Сначала РѕРЅ делался РёР· РЅРѕСЃРєР°, потом РёР· кожи телесного цвета СЃ нарисованными жилками. Особая пружина позволяла искусственному бюсту ритмично вздыматься Рё опускаться. Подобные шедевры воздавали иллюзию настоящей РіСЂСѓРґРё, пользовались РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ популярностью Рё стоили очень РґРѕСЂРѕРіРѕ. Как Рё поддельные РёРєСЂС‹, эта «Р¶РµРЅСЃРєР°СЏ РїСЂРµ лесть» продавалась открыто, красуясь РІ витринах модных магазинов. Для поддержания бюста (своего или накладного) РІ приподнятом положении использовался широкий РїРѕСЏСЃ. Его отсутствие говорило Рѕ том, что даме РЅРµ чего поддерживать.

journal des dames et des modes 1799

journal des dames et des modes 1799

journal des dames et des modes 1799 amazone

journal des dames et des modes 1799 cheveux
.

Point de Convention, Louis-LГ©opold Boilly (1797),
"Невероятный" принял "причудницу" за даму легкого поведения и предлагает ей деньги

Английская карикатура.
РћР±СѓРІСЊСЋ служили сандалии СЃ длинными лентами. Прическа копировалась СЃ античных головок. Всем СЃРІРѕРёРј обликом женщина должна была напоминать мраморную скульптуру. Р’РѕС‚ почему одежды носили исключительно белые. Р’ РјРѕРґСѓ РІ большом количестве вошла РїСѓРґСЂР°, которой модницы покрывали РЅРµ только лицо, РЅРѕ Рё шею, РіСЂСѓРґСЊ, СЃРїРёРЅСѓ, СЂСѓРєРё. РЎ наступлением холодов мужчины отказались РѕС‚ этих костюмов Рё закутались РІ теплые одежды, женщины же сохранили РІ РјРѕРґРµ «Р°РЅС‚ичные» одежды еще РЅР° долгое время.

Mademoiselle Caroline RiviРёre
1806
Oil on canvas, 100 x 70 cm
MusР№e du Louvre, Paris
"Нагая РјРѕРґР°“ вызывала насмешки Рё была постоянной мишенью для нареканий РІ обществе. Парижские острословы смеялись, что парижанкам достаточно РѕРґРЅРѕР№ только рубашки, чтобы быть одетыми РїРѕ РјРѕРґРµ. Врачи напрасно твердили, что климат Франции РЅРµ так тепл Рё РјСЏРіРѕРє, как РІ Греции. Р—Р° несколько лет господства этой экстравагантной РјРѕРґС‹ умерло женщин больше, чем Р·Р° предшествовавшие 40 лет. РќР° Монмартрском кладбище выросло множество надгробий молодым модницам, едва достигшим 20-летнего возраста, умершим РѕС‚ простуды либо женских болезней. Чаще всего заболевание настигало даму, РєРѕРіРґР° РѕРЅР°, разгоряченная танцами, полунагая, покидала бал. Несмотря РЅР° существование спенсеров, обшитых лебяжьим РїСѓС…РѕРј, несмотря РЅР° шерстяные шали, РЅР° душегрейки, почти РІСЃРµ дамы РїСЂРё выходе СЃ бала прикрывались РѕРґРЅРёРј только муслиновым шарфом, наброшенным РЅР° плечи Рё стянутым РЅР° РіСЂСѓРґРё.

GÉRARD, François
Madame RГ©camier
1805
Oil on canvas, 255 x 145 cm
MusГ©e Carnavalet, Paris

Madame Raymond de Verninac (Portrait of Madame de Verninac), born Henriette Delacroix, elder sister of Eugène Delacroix. Oil on canvas, 1798–1799

Российские дамы тоже следовали этой, абсолютно не приспособленной к нашему климату, моде:

В.Л.Боровиковский "Лизонька и Дашенька" 1794

В.Л.Боровиковский Портрет сестер А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802

Muscadins- роялисты, впервые появились около 1792 года. Они вновь появились после падения Робеспьера и прекращения террора и были настоящими головорезами, что стало известно как "белый террор",- негативная реакции против якобинского угнетения и насилия. Они бродили по улицам Парижа, напивались и нападали на патриотов с палками

Louis Alexandre Eustache Loursay painting of Les Incroyables (Muscadins) Date

Muscadins. Category:Incroyables and Merveilleuses. Carle Vernet

Энкруайябль (Incroyable) — "невероятный" — так называли молодых щеголей РёР· высшего общества Рё "новых французов" 1790-С… РіРі. (времен Директории), вылезших "РёР· РіСЂСЏР·Рё РІ РєРЅСЏР·Рё" буржуа-спекулянтов Рё РёС… детей. РћРЅРё отличались крайней экстравагантностью РІ одежде, призванной выделить РёС… РёР· общей массы (высокие воротники, закрывающие весь РїРѕРґР±РѕСЂРѕРґРѕРє, огромные банты Рё РїСЂРѕС‡.). это РёС… РїРѕРґСЂСѓРіРё назывались Merveilleuses-„причудницы“,«РґРёРІРЅС‹Рµ, великолепные») или „изумительные“.

L’incroyable et la merveilleuse
Р�С… костюм был верхом эксцентричности. РћРЅРё носили намеренно плохо сшитые бутылочно-зелёные или коричневые сюртуки СЃ огромными лацканами Рё высокими плечами. РџРѕРґ сюртук поддевался короткий РїСЂСЏРјРѕР№ жилет, Р° то Рё сразу РґРІР° — РѕРґРёРЅ РїРѕРґ РґСЂСѓРіРѕР№, для усиления эффекта жилет СЃ «РЅРµР±СЂРµР¶РЅРѕР№» элегантностью застегивался через пуговицу. Воротник рубашки крахмалился Рё наполовину закрывал щеки. Такое РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ изящное украшение мужской одежды как галстук, или шейный платок РѕРЅРё представляют РІ карикатурном РІРёРґРµ, повязывая его таким образом, что РѕРЅ частично закрывал лицо Рё выглядел как огромная салфетка. Темное СЃСѓРєРЅРѕ фрака контрастировало СЃРѕ светло-желтой замшей доходящих почти РґРѕ РіСЂСѓРґРё собранных РІ складки штанов, которые заправлялись РІ болтающиеся РЅР° ногах «РіСѓСЃР°СЂСЃРєРёРµ» сапоги СЃ отворотами. РќР° РїРѕСЏСЃРµ болтались гигантские монокли Рё лорнеты СЃРѕ стеклами величиной СЃ блюдце. Прическа состояла РёР· массы длинных, неровно остриженных волос(более коротких РЅР° затылке), закрывавших большую часть лица Рё спускавшихся РЅР° щеки Рё плечи так называемые «СЃРѕР±Р°С‡СЊРё уши». Головным СѓР±РѕСЂРѕРј служила огромная треуголка(прообраз будущей шляпы Наполеона), РІ РѕРґРЅРѕРј СѓС…Рµ носили золотое кольцо, Р° РІ руках была суковатая РґСѓР±РёРЅРєР°.РћРЅР° называлась droit de l’homme "право человека".

Le suprГЄme bon ton / Modes et nouveautГ©s Plate 1: three ‘incroyables’, men in fashionable coats, one seen from behind, the others from the two sides, accompanied by a woman exposing her leg. before 1800 Published by Aaron Martinet After Carle Vernet (?) 1797-1800 Hand-coloured etching

Französische Incroyables 1794 .

Карикатура 1796

Cafe des Incroyables. Ma parole d’honneur ils le plaisante. 1797

Джордж Браммел

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector