Решение конфликтных ситуаций в школе

Решение конфликтных ситуаций в школе

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

Р’ хорошей РіСЂСѓРїРїРµ конфликтов РЅРµ будет. Р’ каких ситуациях конфликтов действительно может РЅРµ быть? Например, РІ ситуации знакомства, РєРѕРіРґР° дети только присматриваются, сближение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ постепенно, РІСЃРµ достаточно осторожны Рё корректны, Рё даже если какая-то ситуация задевает участника, то РјРЅРѕРіРёРµ делают выбор РїРѕРєР° «РїСЂРѕРіР»РѕС‚ить». Р’ ситуации, РєРѕРіРґР° участники сильно дистанцированы РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, РєРѕРіРґР° сближения РЅРµ произошло Рё РЅРёРєРѕРјСѓ РёР· участников РѕРЅРѕ РЅРµ интересно. РџРѕ сути, это РЅРµ совсем РіСЂСѓРїРїР°. Такое чаще встречается РІ группах, РєРѕРіРґР° участники взрослые люди Рё РіСЂСѓРїРїР° временная (например, кратковременное обучение). Р’ школьном коллективе, состоящем РёР· разных активных участников СЃ небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов РЅРµ быть просто РЅРµ может. Другое дело, что педагог может РЅРµ заметить конфликт, если ученики его скрывают. РќРѕ это речь уже Рѕ старших классах. Р’Рѕ всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация РЅРѕСЂРјС‹ для РіСЂСѓРїРїС‹. Другой РІРѕРїСЂРѕСЃ, как этот конфликт выглядит Рё проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° любые возможные ресурсы (внимание РєРѕРіРѕ-либо, статус РІ РіСЂСѓРїРїРµ), отстаивание себя, СЃРІРѕРёС… интересов. РњРѕРіСѓС‚ быть открытые Рё скрытые конфликты. Бывает, что приходишь РІ класс, Р° ощущение, что РІСЃРµ внутри «Р·РІРµРЅРёС‚» РѕС‚ напряжения, хотя никто РЅРµ ругается.

Р’ младшей школе серьезных конфликтов быть РЅРµ может. Есть распространенное убеждение, что дети РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ неагрессивны, РґРѕР±СЂС‹, потому РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ хотеть РєРѕРјСѓ-либо зла. Обычно это действительно так, Рё РІ младшей школе часто идет речь Рѕ непреднамеренных обидах Рё РїСЂРѕС‡. РўРѕ есть дети изначально РЅРµ планировали, просто так получилось. Рђ потом закрепилось. Р� усилилось. РќР° эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «РџРѕРІРµР»РёС‚ель РјСѓС…». Рљ ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. Рљ сожалению, это РЅРµ всегда РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє его разрешению. Любой конфликт, даже РІ детском саду, РЅРµ должен оставаться без внимания педагога. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… ситуациях РЅР° начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться СЃ ситуацией.

Дети должны сами разобраться СЃ конфликтом. Это спорная идея. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РґР°, дети РјРѕРіСѓС‚ получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. РќРѕ ситуация может быть РёРј «РЅРµ РїРѕ зубам», тогда РѕРЅРё получат опыт капитана РЅР° неуправляемом СЃСѓРґРЅРµ: ответственность как будто РЅР° РЅРёС…, Р° ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… РІ РіСЂСѓРїРїРµ. Нет, это РЅРµ так. Как РјС‹ уже говорили, конфликт возникает РІ момент столкновения интересов участников. Полный, С…СѓРґРѕР№, РІ очках, «Р±РѕС‚аник», «РґРІРѕРµС‡РЅРёРє», ребенок СЃ РћР’Р— Рё С‚. Рґ. – РЅРµ имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если РІ РіСЂСѓРїРїРµ конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-РЅРёР±СѓРґСЊ, порчи имущества Рё С‚. Рґ., для таких ситуаций РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ термины «С€РєРѕР»СЊРЅР°СЏ травля», «Р±СѓР»Р»РёРЅРі», «РјРѕР±Р±РёРЅРі». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «РёР· жизни». Проще всего вспомнить пару примеров РёР· вашего школьного детства, обратить внимание РЅР° ваши ощущения РІ той ситуации Рё вспомнить РїСЂРѕ те выводы, которые РІС‹ сделали тогда (будучи ребенком). РЈ меня самой РІ пятом классе были напряженные отношения СЃ девочкой РёР· параллельного класса. Однажды РѕР±Р° наших класса ждали учителей РІ темном РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ (СѓСЂРѕРєРё были РІ соседних кабинетах). Слово Р·Р° слово, оскорбления Рё драка. РњРЅРµ чудом удалось нанести больше ударов, Рё СЏ услышала СѓРіСЂРѕР·С‹ РІ СЃРІРѕР№ адрес. Дальше СЏ сбежала СЃ СѓСЂРѕРєР° Рё окольными тропами возвращалась РґРѕРјРѕР№. Девочка гналась Р·Р° РјРЅРѕР№, было страшно, РЅРѕ РІ какой-то момент отстала. Продолжения Сѓ истории РЅРµ было, РјС‹ РѕР±Рµ старались РЅРµ встречаться. Было невероятно страшно ходить РІ школу следующие несколько месяцев, Р° также СЏ понимала, что никто РёР· взрослых РјРЅРµ помочь РЅРµ сможет Рё РЅРµ собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. �х исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. � вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

ученики как будто отвлекают сами себя Рё вас РѕС‚ какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «Р·Р°СЃРјРµРёРІР°С‚СЊ» Рё РїСЂРѕС‡.

Это РѕРґРёРЅ РёР· самых сложных пунктов. РљРѕРіРґР° большая нагрузка, РјРЅРѕРіРѕ разноплановых задач, РјРЅРѕРіРѕ классов, очень легко немного «Р·Р°РјРѕСЂРѕР·РёС‚СЊСЃСЏ», перестать чувствовать усталость Рё РІ целом СЃРІРѕРё настроения Рё состояния. Рћ том, как заботиться Рѕ себе РІ ситуации постоянных цейтнотов, РјС‹ еще будем говорить. Здесь РїРѕРєР° речь Рѕ том, что если Сѓ вас получается быть живым Рё чувствительным РІ РіСЂСѓРїРїРµ, – РІС‹ РЅР° шаг впереди Рё можете застать проблемы РЅР° этапе формирования. РЎРІРѕРёРј подозрением РІС‹ можете поделиться СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё учителями или СЃРѕ школьным психологом, тогда Сѓ вас будет команда «РЅР°Р±Р»СЋРґР°СЋС‰РёС…».

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте РґСЂСѓРіРёРµ варианты решения. Если Сѓ вас хорошие отношения СЃ учениками, РѕРЅРё вам доверяют, РІС‹ можете РёРј предложить вариант решения ситуации. Р�ли несколько вариантов. Р�ли предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы РЅР° классном часе. Это может быть РІ форме РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё СЃРѕ спорными утверждениями. РќРѕ возможно, РІС‹ просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации Рё спросите РёС… мнения: как РёРј такая идея? Почему Р±С‹ РЅРµ попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, РєРѕРіРґР° РІС‹ предлагаете что-либо ребятам РЅР° короткое время. Например, РІ течение следующего РґРЅСЏ обращаться РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ «СѓРІР°Р¶Р°РµРјС‹Р№» Рё РїРѕ имени Рё отчеству Рё потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

Читайте также:  Р—РёРјРЅРёР№ капсульный гардероб

5. «РљСЂСѓРі сообщества». Р’ сложных ситуациях точечные действия, Р° также усилия только РѕРґРЅРѕРіРѕ человека РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ привести Рє желаемым изменениям. Р’ более сложных ситуациях бывает недостаточно Рё слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы СЃ конфликтами РІ рамках школы. РћРґРЅР° РёР· эффективных технологий – проведение «РљСЂСѓРіР° сообщества». Эта технология РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ для того, чтобы создать поворотный момент РІ сложных конфликтных ситуациях, РєРѕРіРґР° недостаточно работы только СЃ РѕРґРЅРёРј классом Рё ситуация требует системного вмешательства. Р’ этом случае необходима работа психологов РЅРµ только СЃ конкретным классом, РЅРѕ Рё СЃ педагогами, Рё СЃ родителями учеников данного класса. Р�спользуя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной Рё эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений СЃ РѕРїРѕСЂРѕР№ РЅР° ценности участников РіСЂСѓРїРїС‹. Это глубокая Рё сложная работа, поэтому наиболее эффективно, РєРѕРіРґР° ее РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ приглашенные специалисты, РЅРµ заинтересованные РІ каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется РјРЅРѕРіРѕ ресурсов школы, как РјРёРЅРёРјСѓРј временных. Р� РёРЅРѕРіРґР° руководство школы принимает решение «РЅРµ замечать» конфликта. Рљ сожалению, время РІ этих ситуациях может работать против школы, что РІ конечном итоге приведет Рє более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

Дата публикации: 05.06.2015 2015-06-05

Статья просмотрена: 44421 раз

Библиографическое описание:

Попова О. С. Конфликт между учениками в классе. // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1765-1768. — URL https://moluch.ru/archive/91/19809/ (дата обращения: 25.02.2020).

Конфликты — это норма жизни.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Конфликт — враждебное, негативное противостояние людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

— участники конфликта (оппоненты);

Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов:

Деструктивный — когда столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным — является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.

Положительные моменты конфликта:

1. Конфликт показывает «СЃР»Р°Р±РѕРµ звено» РІРѕ взаимоотношении;

2. Дает возможность увидеть скрытые отношения (т. е человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).

3. Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение (если у вас наблюдается скрытый, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).

4. Конфликт — толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает давление какой-либо внешний враг они объединяются, чтобы вместе противостоять).

1. Отрицательные эмоции, переживания.

2. Нарушение отношений между учениками.

3. Ухудшение климата в коллективе.

4. Ухудшение качества работы.

5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека. Но если взрослый человек уже имеет навыки противостоять различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться, а конфликтные ситуации в школе все дети переживают особенно остро. Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания ребенка в учебном заведении. В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. � этому есть несколько причин.

Уже с ранних лет дети хорошо чувствуют социальную разницу между сверстниками. Ребенок из бедной семьи будет обязательно конфликтовать с другими детьми, которые слушаются одноклассника, получающего от мамы и папы деньги на различные дорогие игрушки и сладости. Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что в начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики. По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками.

Причины конфликтов между учениками

— Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° авторитет

— враждебность Рє любимым ученикам учителя

— личная неприязнь Рє человеку

— симпатия без взаимности

— Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° девочку (мальчика)

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты. В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте — такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга. По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку.

Довольно часто ребёнок становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе. Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность…

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников. Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой. Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других.

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока. Также идут в ход различные насмешки — приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом — список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка. Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе…

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.

В конфликтной ситуации дети сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта.

Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.

Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Читайте также:  Кашемировое пальто без рукавов

�гнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя СЃ ребенком. Ученика хорошо называть РїРѕ имени, важно, чтобы РѕРЅ почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то РІСЂРѕРґРµ: «РЎР°С€Р°, конфликт — РЅРµ РїРѕРІРѕРґ переживать. Р’ твоей жизни будет еще РјРЅРѕРіРѕ подобных разногласий, Рё это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков Рё оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Профилактика конфликтов в школе — важная задача, которая ложится на плечи учителя. Все дело в том, что многие грамотные педагоги умеют еще на ранних стадиях разрешить конфликт, сделать так, чтобы он не получил развитие.

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников. То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально. �менно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками. Конфликты ученик — ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник не хочет с тобой дружить либо не дал списать во время контрольной — причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но можно также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное — несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту. Конфликт между учениками — довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт.

Р�менно поэтому преподаватели часто устраивают РєРѕРЅРєСѓСЂСЃС‹ Рё разнообразные мероприятия, чтобы сплотить коллектив детей. Однако РІ этой ситуации очень важно добиться того чтобы конфликт РЅРµ РІРѕР·РЅРёРє между РґРІСѓРјСЏ разными классами. Зачастую РІ школьных мероприятиях лучшим всегда признают какой-то РѕРґРёРЅ класс, что вызывает ненависть Рё зависть СЃРѕ стороны РґСЂСѓРіРёС… детей. Необходимо как можно быстрее решить РїРѕРґРѕР±РЅСѓСЋ ситуацию Рё сделать РІСЃРµ, чтобы РІ школе был достойный «РєР»РёРјР°С‚» для обучения. Родители тоже должны проявлять СЃРІРѕСЋ мудрость Рё участие РІ подобных ситуациях. Зачастую только РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ оказать правильное давление РЅР° детей, проявить СЃРІРѕРµ главенствующее положение РІ РёС… жизни. Важно именно взрастить дипломатические качества РІ ребенке, умение грамотно воспринимать ситуацию Рё решать конфликтные ситуации. Р’ результате РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ положения, ребенок сможет добиться максимального успеха как РІ школе, так Рё просто РїРѕ жизни. РќР° самом деле, абсолютно любая конфликтная ситуация разрешима, если подойти Рє ней СЃ СѓРјРѕРј. Р’ школе ребенок впервые сталкивается СЃ агрессией. Однако только опыт родителей поможет РёРј решить эту проблему. Без мудрых советов СЃРѕ стороны взрослых, ребенок может пойти РїРѕ совершенно неправильному пути развития, что вызовет только проблемы Рё комплексы РІ его будущем.

�менно поэтому мама и папа всегда должны быть мудрыми. Они не должны переносить на ребенка свою агрессию и не любовь к миру. Лучше показать малышу, что любая проблема имеет свое логическое разрешение и слишком сложных конфликтов не бывает. В таком случае, ребенок морально станет сильнее, активнее и успешнее. Становится понятно, что конфликты в школе — это не редкость. Однако лишь мудрость учителей и родителей поможет детям преодолеть эту проблему в своей жизни. В результате, будут созданы все условия для успешного обучения.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

�зучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

�так, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. � решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. �сходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах, деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности. Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими сторонами.

В общении педагога с учениками большую роль играет стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов в школе.

Порой педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т. п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более эффективный способ — это воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным способом воздействия, он дает, как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается только на запреты, давление, приказ, авторитарный тон.

Не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, в каждом есть что-то положительное, на это, порой, и нужно опереться при разрешении конфликта.

1. Скотт Р”. Р“. «. Конфликты. Пути РёС… преодоления», Киев, 1991.

2. Р‘. Рђ. Шевчук «Р’СЃС‘ Рѕ конфликтных ситуациях» Рњ., 2010

3. Гиппенрейтер Р®. Р‘ «РћР±С‰Р°С‚СЊСЃСЏ СЃ ребенком, как?», РњРѕСЃРєРІР°: ЧеРо,2007

4. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум Москва: Совершенство, 2009

5. Чернышев Рђ. РЎ. «РџСЂР°РєС‚РёРєСѓРј РїРѕ решению конфликтных педагогических ситуаций»- РњРѕСЃРєРІР°: Пед. общество Р РѕСЃСЃРёРё,2008

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

Читайте также:  Перекись РІРѕРґРѕСЂРѕРґР° после бритья

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. �тогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт «РЈС‡РµРЅРёРє — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • РѕР±РёРґС‹
  • враждебность Рє любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь Рє человеку
  • симпатия без взаимности
  • Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя СЃ ребенком. Ученика хорошо называть РїРѕ имени, важно, чтобы РѕРЅ почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то РІСЂРѕРґРµ: «Р”РёРјР°, конфликт — РЅРµ РїРѕРІРѕРґ переживать. Р’ твоей жизни будет еще РјРЅРѕРіРѕ подобных разногласий, Рё это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков Рё оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «РЈС‡РёС‚ель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон Рѕ средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя Рѕ необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

РљРѕРіРґР° ситуация трезво оценена Рё проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта СЃ «С‚рудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь Рє конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Р�спользуя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона РјРѕРі провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «РљРѕРЅС„ликт матери СЃРѕ школьными учителями спровоцировал Антон. Это РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ внутренней неудовлетворенности мальчика СЃРІРѕРёРјРё отношениями СЃ ребятами РІ классе. Мать подлила масла РІ РѕРіРѕРЅСЊ, РЅРµ разобравшись РІ ситуации, увеличив враждебность Рё недоверие сына Рє окружающим его РІ школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят Рє Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «РЈС‡РёС‚ель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства РІ требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований Рє ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель РЅРµ может примириться СЃ недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией РЅР° раздражительность Рё повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора РЅР° повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием СЃРѕ стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон РІ ответ РЅР° Р±СѓСЂРЅСѓСЋ реакцию ученика. РЎРєРѕСЂРѕ Рё ребенок «Р·Р°СЂР°Р·РёС‚СЃСЏ» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти РёР· положения, отшутившись, сказав что-либо СЃ ироничной улыбкой РІ адрес девочки, например: «РћРєСЃР°РЅР° сегодня мало каши съела, дальность Рё точность Р±СЂРѕСЃРєР° Сѓ нее страдает, последняя бумажка так Рё РЅРµ долетела РґРѕ адресата». После этого СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ продолжать вести СѓСЂРѕРє дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

�так, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. � решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector