Роспись посуды геометрическими фигурами

Роспись посуды геометрическими фигурами

Презентация к уроку математики во 2 классе пр изучении темы "Наши проекты. Математика вокруг нас".Работа выполнена ученицей 2 класса по руководством учителя как внеурочная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«РџСЂРѕРµРєС‚ "Геометрические СѓР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ"»

«Р“ЕОМЕТРР�ЧЕСКР�Р• РЈР—РћР Р« Р� ОРНАМЕНТЫ РќРђ ПОСУДЕ»

Выполнила ученица 2 класса

филиала МБОУ СОШ с.Вишневое

Руководитель проекта: учитель начальных классов

Цель и задачи проекта: научиться выполнять геометрические узоры, чередовать элементы, понять правила их расположения друг за другом.

Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Художники часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами. Сегодня мы перевоплотимся в художников. � создадим свою посуду с различными узорами и орнаментами.

Вокруг нас очень много предметов с геометрическими узорами. Эти узоры везде: на одежде, украшениях, посуде.

Узор – это рисунок, представляющий собой сочетание линий, красок, теней.

Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Если повторить узор в определенной последовательности несколько раз, получится орнамент. Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов.

Р’ С…РѕРґРµ нашего проекта СЏ узнаю, как используются геометрические СѓР·РѕСЂС‹ РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ. Р�зготовлю странички для альбома «РЈР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ».

В этом проекте я подбирала иллюстрации с орнаментом, в котором присутствуют геометрические элементы, фотографировала.

А теперь выполним свой проект тарелки с геометрическим орнаментом в виде аппликации на картоне.

1.Составим план работы.

2.Определим последовательность этапов.

3. Вырежем из белого картона круг для модели тарелки.

4.�спользуя шаблоны, вырежем из цветной бумаги геометрические фигуры.

5. Расположим их в определённой последовательности в круге.

6. Выполним аппликацию орнамента.

7. Подумаем, где может применяться такой орнамент.

Каждый орнамент по – своему хорош!

Рђ это РјРѕРё работы – «Р“еометрические СѓР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ».

Вывод: Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание . Математика присутствует вокруг нас всегда и везде.

Глазом только поведешь

� примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь.

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами и узорами. Раньше орнаментом украшалась не только одежда и полотенца, узор покрывал прялки, шкатулки, лавки и сундуки. Орнамент встречается в нашей жизни везде. Он украшает наши дома, например, каменный орнамент. �ли очень красивы деревенские дома: ставни окон могут быть украшены орнаментом, который вырезали резчики. Орнамент можно встретить и у себя дома – на обоях, на дорожке, на посуде. Его даже можно его увидеть на печенье, которое все мы любим. Он может состоять из ромбиков, кружочков, квадратиков. То есть орнамент украшает нашу жизнь. Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Как правило, посуда красиво украшена различными узорами и орнаментами. Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид. Ребята нашего класса тоже захотели стать такими умельцами, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.

Поэтому, перед началом работы над проектом, мы решили узнать: почему люди стали использовать орнамент на посуде? Для чего это делалось?

Мы поставили перед собой следующие цели:

1. �сследовать историю возникновения и использования узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды, типы, структуру.

Читайте также:  Кошелек РІ подарок мужчине

2. Закрепить знания о геометрических фигурах, научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом.

3. Создать самим образцы посуды со своим узором.

4. Обобщить результаты исследований, оформить научно-исследовательский проект «РЈР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ»

5. Учиться пользоваться дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями, �нтернет-ресурсами.

Объект проекта – роспись посуды.

Предмет проекта – орнаменты, узоры и элементы узоров.

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно самим научиться создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.

РќР° время работы над данным проектом ребята нашего класса стали исследователями, художниками, дизайнерами, «РіРѕРЅС‡Р°СЂР°РјРё», фотографами. Каждый ученик выбрал СЃРІРѕР№ маршрут работы над проектом.

Объектом работы исследователей стали литература и иллюстративный материал по данной теме, образцы росписи посуды, имеющейся у нас дома, у родных, знакомых, в магазине посуды. Ребята изучили весь исторический путь от изготовления первой самой примитивной посуды до украшения посуды лазерной гравировкой в наши дни.

Художники, изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что существует четыре основных вида орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. Встречаются и комбинации видов орнаментов. Существует также два типа орнаментов: орнамент в полосе и замкнутый орнамент. Художники попробовали создать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды, оформили свои работы в альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды

Фотографы изготовили фотоальбом «РЎРїРѕСЃРѕР±С‹ украшения РїРѕСЃСѓРґС‹». Р’ этот альбом РѕРЅРё поместили собственные фотографии оригинальной РїРѕСЃСѓРґС‹.

Определение узора и орнамента

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Геометрический узор – это рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру. Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.

�стория происхождения посуды, использование узоров и орнаментов на посуде

Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры, дерева, лозы. Но та посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, хранить жидкости.

� только в районе седьмого тысячелетия до нашей эры был изобретен первый искусственный материал – огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина.

Древние люди стремились делать посуду не только удобной, но и красивой. На неё стали наносить разнообразные рисунки.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. � состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Читайте также:  Пусть твоя жизнь будет СЏСЂРєРѕР№ как

Ребята нашего класса выяснили, что существует четыре основных вида орнаментов:

Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д. Например, гжель, хохлома.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует стилизованные фигуры или части тела человека.

В смешанном орнаменте используются различные элементы.

Орнаменты бывают двух типов:

1. Орнамент в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива

2. Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге.

Нам больше всего понравился геометрический орнамент. Его легче рисовать, РЅРѕ РІСЃС‘ равно РѕРЅ выглядит очень нарядно. Р’ геометрическом орнаменте используются следующие формы: точки Рё линии, РєСЂСѓРіРё Рё овалы, СЂРѕРјР±С‹ Рё квадраты, ломаные линии – зигзаги, меандр. Меандр – (РѕС‚ греческого – «РєСЂСѓРіРѕРІРѕСЂРѕС‚» – это РєРѕРіРґР° образуется ломаная линия РїРѕРґ прямым углом либо РїРѕ спиральным завиткам).

Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками – продленными сторонами, с крючочками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами и т.п.

Очень часто встречаются фигуры треугольников, которые могут быть частью ромбического орнамента и самостоятельным узором: соединяются вершинами, накладываются один на другой и т.п.

Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональные соотношения его частей. В основном элементы орнамента располагаются по всему периметру посуды, иногда располагаются по центру предмета посуды.

Термин «РѕСЂРЅР°РјРµРЅС‚» связан СЃ термином «РґРµРєРѕСЂ», который «РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существует РІ чистом РІРёРґРµ, РѕРЅ состоит РёР· сочетания полезного Рё красивого; РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ лежит функциональность, красота РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ вслед Р·Р° ней». Р—Р° РјРЅРѕРіРѕ лет существования декоративного искусства сложились разнообразные РІРёРґС‹ СѓР·РѕСЂРѕРІ: геометрические, растительные, комплексные Рё С‚.Рґ., РѕС‚ простых РґРѕ сложных. Орнамент может состоять РёР· предметных Рё беспредметных мотивов, РІ него РјРѕРіСѓС‚ входить формы человека, животного РјРёСЂР° Рё мифологические существа. РЈР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты применяются РІ различных областях, имеют разные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ создания Рё некоторые РёР· РЅРёС… имеют определенную предпочтительность РІ дизайне различных вещей Рё предметов.

Заключение

Всему ребятам нашего класса было очень интересно работать над проектом «РЈР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ». Каждый РёР· нас внёс собственный вклад РІ общее дело. РњС‹ считаем, что достигли поставленных целей.

Во-первых, работа над проектом научила нас лучше понимать одноклассников, уважать чужую точку зрения, вместе приходить к правильному решению. Мы работали дружно, организованно. Нам было очень интересно самостоятельно добывать новые знания, впечатления и делиться ими с друзьями.

Во-вторых, мы узнали о многообразии орнаментов и видов узоров, которые люди используют для украшения посуды. Попробовали изготовить и расписать из солёного теста посуду, как мастера (Приложение 1). Закрепили знания о геометрических фигурах, научились видеть красоту различных орнаментов, рисовать орнамент и украшать посуду из картона (Приложение 2).

Читайте также:  Если приснилась ящерица

В-третьих, мы оформили выставку альбомов, в которых собрали эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды, разместили фотографии наиболее понравившихся нам узоров, которые встретились нам в разных местах и почерпнули из разных источников (Приложение 3).

Мы надеемся, что приобретённые в процессе работы над проектом знания помогут нам и в дальнейшем видеть и создавать красоту вокруг себя.

Геометрические узоры повсюду, это достаточно привычное явление, просто мы на это редко обращаем внимание за повседневными делами и просто так. Математика вокруг нас всегда и везде.

�зготовление и роспись посуды из солёного теста

Работая над проектом «РЈР·РѕСЂС‹ Рё орнаменты РЅР° РїРѕСЃСѓРґРµ», Костюшко Варвара выступила РІ роли дизайнера Рё художника. Создала СЃРІРѕСЋ РїРѕСЃСѓРґСѓ Рё доказала СЃРІСЏР·СЊ математики Рё искусства.

Свою чашечку она сделала из соленого теста. Сама его замесила и вылепила.

В готовом творческом проекте по �ЗО на тему "Узоры и орнаменты на посуде" автор дает определение понятий "узор" и "орнамент", рассказывает историю происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде, подробно останавливается на характеристике национального калмыцкого орнамента.

Подробнее о проекте:

Автор ученического творческого проекта по рисованию (�ЗО) на тему "Узоры и орнаменты на посуде" в рамках практической работы научился рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелке. В работе дается характеристика разных видов орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Оглавление

Введение
1. Определение узора и орнамента.
2. �стория происхождения посуды, узоров и орнаментов на посуде.
3. Национальный калмыцкий орнамент.
4. Создание альбома эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
5. Оформление тарелки узорами и орнаментами.
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Всё это создают мастера – умельцы, которые выполняют роспись, оформление посуды, приведение её в эстетический вид.

Я тоже захотела стать таким умельцем, узнать больше о способах оформления посуды узорами и орнаментами.

Актуальность проекта. Узоры и орнаменты встречаются на каждом шагу. Украшая части строений или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Цель проекта: �зучение истории возникновения узоров и орнаментов на посуде. Оформление тарелки узорами и орнаментами.

Гипотеза проекта – если изучить технику выполнения узоров и орнаментов на посуде, то можно научиться самим, создавать эскизы узоров и орнаментов для росписи посуды.

Задачи проекта:

  1. Познакомится с определение узора и орнамента.
  2. �сследовать историю возникновения узоров и орнаментов на посуде, изучить их виды.
  3. Создать альбом эскизов узоров и орнаментов для росписи посуды.
  4. Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы, повторять правила их расположения друг за другом на тарелки.

Предмет проекта: узоры и орнаменты на посуде.

Методы проекта: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, творческий.

Определение узора и орнамента

Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов.

В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector