Старинные костюмы на руси

Старинные костюмы на руси

Посмотрите, как мы одеты?! Посмотрите, на кого мы похожи?! На кого угодно, только не на русских. Быть русским, это не только думать на русском языке, но и выглядеть, как русский человек. �так, меняем свой гардероб. Там должны быть следующие предметы одежды:

Это краеугольный камень СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ гардероба. Почти РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ РІРёРґС‹ верхней мужской одежды РЅР° Р СѓСЃРё являлись версиями кафтана. Его РІ X веке ввели РІ СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ РјРѕРґСѓ варяги, которые, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, подсмотрели его Сѓ персов. Сначала РІ нем щеголяли только РєРЅСЏР·СЊСЏ Рё Р±РѕСЏСЂРµ, РЅРѕ СЃРѕ временем кафтан РїСЂРѕРЅРёРє РІ «С‚уалеты» всех остальных сословий: РѕС‚ священников РґРѕ крестьян. Для знати кафтаны шили РёР· легких шелковых тканей, парчи или атласа, Р° РїРѕ краям часто делали меховую опушку. Р СЏРґРѕРј СЃ опушкой РїРѕ полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно СѓРґРѕР±РЅРѕР№ одеждой Рё скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным РѕРЅ придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.

На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.

Этот РІРёРґ кафтана был широким РІ подоле, РґРѕ трех метров, СЃ длинными, свисающими РґРѕ земли рукавами. Благодаря ферязи Рё родилась РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєР° «СЂР°Р±РѕС‚ать спустя рукава». Ее носили как холодной Р·РёРјРѕР№, так Рё жарким летом. Летние ферязи были РЅР° тонкой подкладке, Р° Р·РёРјРЅРёРµ — РЅР° меху. Шили этот предмет одежды РёР· разных тканей — РѕС‚ парчи Рё бархата (состоятельные люди) РґРѕ сермяги Рё хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ кафтаны, Р° бедные — РїСЂСЏРјРѕ РЅР° рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался РЅР° шнуры, Р° петлицы его отличались скромностью Рё РЅРµ превышали числом 3—5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью РґРѕСЂРѕРіРёРјРё петлицами СЃ кистями, которые могли, как завязываться, так Рё застегиваться. РџРѕ краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.

На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.

Чем-то напоминает ферязь, однако опашень менее торжественен. Как правило, он выполнял функцию плаща-пыльника или летнего пальто. Опашень шили из сукна или шерсти без подкладки, без украшений, иногда даже без застежки. Рукава длиною до подола вшивались только сзади. Вся передняя часть проймы и оката рукава обрабатывалась обтачкой или тесьмой, благодаря чему опашень можно было надеть как безрукавку: руки в рукавах от нижнего кафтана просовывались в прорези, а рукава опашеня оставались висеть по бокам или завязывались назад. В холодную погоду они набирались на руки, причем часть рукава могла висеть, защищая кисть и пальцы от холода.

Может легко заменить повседневное пальто или плащ.

«РљР°Р·СѓР°Р»СЊРЅР°СЏ» версия кафтана СЃ приталенным коротким силуэтом Рё меховой отделкой. Шилась РЅР° меху или РЅР° вате СЃ меховым или бархатным воротником. Р СѓСЃСЃРєРёРµ Р±РѕСЏСЂРµ подсмотрели этот кафтан РІРѕ время РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Полоцка РІ 1579 РіРѕРґСѓ Сѓ РІРѕРёРЅРѕРІ венгерской пехоты, которая сражалась РЅР° стороне поляков. Собственно само название кафтана РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ имени РёС… венгерского полководца Каспара Бекеша. Русская армия потеряла Полоцк, однако привезла РІ РњРѕСЃРєРІСѓ пленных Рё «РјРѕРґРЅС‹С…» венгров. РЎ кафтано⠫языков» сняли мерки, Рё РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј гардеробе появился еще РѕРґРёРЅ предмет одежды.

«Р‘екеша» может стать повседневной, полуспортивной одеждой, Рё заменить, например, куртку или РїСѓС…РѕРІРёРє.

Облегченная, минималистичная, версия кафтана РёР· домотканого СЃСѓРєРЅР°. Никаких украшений Рё излишеств РІ РІРёРґРµ стоячего воротника Р·РёРїСѓРЅ РЅРµ имеет. Зато очень функционален: РЅРµ стесняет движения. Р—РёРїСѓРЅС‹ носили РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј крестьяне Рё казаки. Последние даже назвали СЃРІРѕР№ казачий промысел – РїРѕС…РѕРґРѕРј Р·Р° зипунами. Рђ грабителей СЃ большой РґРѕСЂРѕРіРё называли «Р·РёРїСѓРЅРЅРёРєР°РјРё».

Отлично подойдет для работ на даче в прохладную погоду. Также не заменим на рыбалке и охоте.

Епанча была создана для непогоды. Это был плащ без рукавов с широким отложным воротником. Шили епанчу из сукна или войлока и пропитывали олифой. Как правило, эту одежду украшали нашивками в пяти местах по два гнезда. Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Епанча была настолько популярной на Руси, что ее даже можно увидеть на гербе Рязани.

Отлично заменит парку и макинтош (плащ, а не тот, который Apple).

Представить себе СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека XVII века, появившегося РЅР° улице без головного СѓР±РѕСЂР°, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. Р’ допетровские времена центральным «РіРѕР»РѕРІРЅС‹Рј» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы СЃРѕ слегка отстающим околышем — РѕР±РѕРґРєРѕРј, облегающим голову. Знатные люди ходили РІ колпаках, шитых РёР· бархата, парчи или шелка Рё обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так Рё называли «РІР°Р»С‘РЅРєРё». Р’ жаркое время или РґРѕРјР° СЂСѓСЃСЃРєРёРµ носили так называемые «С‚афьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями Рё украшенные драгоценными каменьями.

Читайте также:  Костюм СЃ люрексом фото

Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого РІРёРґР°. Рђ тафья вытеснит «С‡СѓР¶РµСЂРѕРґРЅС‹Рµ» бейсболки Рё прочие «РїР°РЅР°РјС‹» РІ летнее время.

О еще одном крайне важном аксессуаре русского гардероба читайте здесь.

Одежда играет важную роль в истории и культуре каждого народа. Она не только помогает ученым в исторических и этнографических исследованиях, но и оказывает сильное влияние на современные модные тенденции. Одежда Древней Руси не стала исключением из правил. Даже не смотря на то, что в 1699 году Петром I были введены запреты и ограничения на ношение национальных костюмов в крупных городах, на периферии древнерусскую одежду продолжали носить вплоть до начала 20 столетия!

Чем отличались костюмы или, как их тогда называли, платья на Руси в период с XIV по XVII века? Какой одежде и обуви отдавали предпочтение женщины и мужчины тех времен? Каким образом нашли свое отражение тенденции древнерусской моды в современной жизни России и стран СНГ? Об этом вы узнаете из материала, подготовленного специалистами компании SecondPro.

Основные особенности одежды на Руси

На формирование модных традиций Древней Руси оказывали влияние самые различные факторы. Среди них можно выделить:

  • региональные особенности климата, РїРѕ которым различают северный Рё южный типы одежды;
  • социальное положение, выделяющее знать, крестьян, представителей религии Рё военнослужащих;
  • гендерная принадлежность, определяющая модные традиции для мужчин Рё женщин;
  • сезонные особенности, четко разделяющие летний Рё Р·РёРјРЅРёР№ гардероб Древней Р СѓСЃРё.

К перечисленным пунктам следует добавить фактор времени. В разные века существования древнерусского государства мода отличалась. Причем если в гардеробе крестьян существенных изменений практически не происходило, то костюмы дворян, купцов и других представителей знати имели достаточно отличий в разные исторические периоды.

Помимо того, что на изменениях сказывалось появление новых материалов и технологий изготовления, воздействие на моду также оказывали зарубежные веяния. В особенности это проявилось в 17 веке, когда по указу Петра I все знатные мужчины и женщины были просто обязаны носить одежду венгерского платье, верхне-саксонского, французского или немецкого происхождения!

Далее рассмотрим, из каких элементов состоял традиционный мужской и женский гардероб в Древней Руси.

Летняя одежда древнерусских женщин и мужчин

Основной летней одеждой мужчин являлась длинная рубаха или сорочка с треугольными клиньями по бокам от пояса. В зависимости от предназначения рубахи делали с разной длиной рукава. Ворот мог отсутствовать или имел форму стойки, которую укрепляли при помощи кожи или бересты. Как правило, для рубахи с воротом делалась застежка на пуговицу. При этом посередине груди или слева находился разрез на завязках. Для представителей знати рубаха являлась нижней одеждой, а для крестьян — верхней. Отдельно выделяли домашние (горничные) рубахи, которые шили из шелка.

Порты или гачи, ставшие прообразом современных штанов, также входили РІ состав традиционного летнего костюма древнерусских мужчин. Порты удерживались РїСЂРё помощи обычного шнура или РїРѕСЏСЃРєР°-гашника СЃ небольшой сумочкой (именно отсюда пошло хорошо знакомое нам понятие «Р·Р°РіР°С€РЅРёРє»). Р�С… заправляли РІ онучи, которыми обматывали нижнюю часть РЅРѕРіРё, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ современным портянкам РІ армейском гардеробе. Нередко летний гардероб мужчин дополняли головные СѓР±РѕСЂС‹. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј это касалось знати, которая примерно СЃ 14 столетия начала носить тафьи — плоские маленькие шапочки круглой формы, напоминавшие тюбетейки Рё защищавшие голову РѕС‚ прямых солнечных лучей.

Гораздо более разнообразным был летний гардероб древнерусских женщин. Как Рё Сѓ мужчин, его РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ была рубаха. Однако ее РїРѕРєСЂРѕР№ несколько отличался РѕС‚ мужского. РљСЂРѕРјРµ того, женские сорочки были более выражены РІ декоративном плане — крестьянки украшали РёС… СЏСЂРєРёРјРё вышивками, Р° знатные дамы предпочитали расшивку жемчугом. Следующий популярный элемент женского гардероба РёР· коллекции «Р”ревняя Р СѓСЃСЊ. Лето» — сарафан. Эта разновидность платья без рукавов была популярной РЅР° севере Рё СЋРіРµ.

Как и представители сильной половины населения, дамы тех времен носили онучи, так как не родились еще на тот момент изобретатели эластановых кружевных колготок и чулок. Среди других элементов древнерусского женского гардероба на лето можно выделить поневу, которая носилась на бедрах девушками, достигшими возраста невесты. У представительниц богатой части населения также пользовался популярностью летник — расширяющееся книзу платье с длинными колоколообразными рукавами. Его летний вариант называли распашницей, а отличие от обычного сарафана заключалось в застежке на пуговицах, расположенной спереди.

Зимняя женская и мужская одежда в Древней Руси

Р—РёРјРЅРёР№ гардероб древнерусских мужчин чаще всего состоял РёР· тулупа СЃ РїРѕСЏСЃРѕРј, меховой или войлочной шапки Рё РІСЃРµ тех же онучей. Штаны одевали только РІ сильные холода или РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° приходилось снимать тулуп. Рубаха Рё здесь оставалась обязательным элементом. Однако РІ зимнем варианте костюма РѕРЅР° выступала РІ качестве нижней одежды как Сѓ знати, так Рё Сѓ крестьян. Гардероб купцов Рё РґРІРѕСЂСЏРЅ был более разнообразным. РћРЅРё могли себе позволить кафтаны, кожухи, бекеши (короткая меховая одежда), терлики (удлиненные кафтаны СЃ меховой отделкой) Рё РґСЂСѓРіРѕР№ «СЌРєСЃРєР»СЋР·РёРІ».

Читайте также:  Молитва Рѕ здравии детей читаемая матерью матроне

Классикой древнерусского зимнего костюма у женщин являлась телогрея — длинная одежда с меховой подкладкой и передней застежкой от верха до подола. Также в гардероб крестьянок входили кожухи, варежки, чепцы и платки. Под телогрею или кожух надевали сарафаны. Если представительницы бедных слоев населения довольствовались тем, что одежда согревала их в зимние морозы, то знатные дамы также уделяли внимание эстетическому вопросу.

�менно в те времена появились шубки, которые отличались от обычных шуб более изящным кроем. Заметим, что тогда это было название конкретного отдельного вида одежды, а не сленговое обозначение эксклюзива, используемое в наши дни. �х сочетали с оригинальными горлатками (головной убор) и меховыми муфтами.

Обувь жителей Древней Руси

Популярными видами древнерусской обуви были:

  • плетенные РёР· древесного лыка лапти, которые для прочности подошву подплетали лозой или подшивали кожей;
  • кожаные башмаки СЃ завязками РЅР° шнурках, популярные только Сѓ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ населения;
  • сапоги РЅР° каблуках, отличавшиеся тупыми носками (реже представители знати носили сапоги СЃ носками, загнутыми кверху);
  • сафьяновые, бархатные или атласные чеботы, представлявшие СЃРѕР±РѕР№ изящные полусапожки (носились знатью, для крестьян могли входить РІ праздничный гардероб);
  • ичиги, имевшие форму сапог, однако относившиеся Рє легкой летней РѕР±СѓРІРё СЃ РјСЏРіРєРёРј РЅРѕСЃРєРѕРј Рё жестким задником;
  • валенки, отличавшиеся максимальной теплотой Рё сравнительной простотой изготовления, благодаря чему сохранили СЃРІРѕСЋ актуальность РїРѕ сегодняшний день.

Важно добавить, что перечисленные выше виды древнерусской обуви в основном носились только дворянами, знатью и купцами. Для большинства крестьян и летом, и зимой единственным предметом этой части гардероба оставались лапти, а многие в теплое время и вовсе обходились без них!

Современное значение древнерусской одежды

Традиции древнерусской моды сохранились и в наши дни. В то время как историки и этнографы занимаются восстановлением различных утраченных фактов, многие дизайнеры активно внедряют элементы одежды и обуви давних времен в своих новых коллекциях. Кроме того, народные костюмы Древней Руси часто используются при организации мероприятий. Корпоративные вечеринки, тематические дни рождения и свадьбы в фольклорном стиле — направление, уверенно набирающее популярность.

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. �меет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца [1] . Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.

Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного [2] .

Содержание

Мужская одежда [ править | править код ]

РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. РЈ СЂСѓСЃСЃРєРёС… мужских рубах XVI—XVII веков РїРѕРґ подмышками квадратные ластовицы, РїРѕ бокам РѕС‚ РїРѕСЏСЃР° треугольные клинья. Рубахи шили РёР· льняных Рё хлопчатобумажных тканей, Р° также РёР· шёлка. Рукава Сѓ кисти СѓР·РєРёРµ. Длина рукава, вероятно, зависела РѕС‚ назначения рубахи. Р’РѕСЂРѕС‚ либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо РІ РІРёРґРµ стойки, круглой или четырёхугольной («РєР°СЂРµ»), СЃ РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ РІ РІРёРґРµ кожи или бересты, высотой 2,5—4 СЃРј; застегивался РЅР° пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине РіСЂСѓРґРё или слева (косоворотка), СЃ пуговицами или завязками.

Читайте также:  Невербальные знаки симпатии

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом [3] .

Верхняя одежда [ править | править код ]

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка или свита. Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами.

Опашень РїРѕ своему РїРѕРєСЂРѕСЋ сзади был несколько длиннее, чем спереди, Рё рукава Рє запястью суживались. Опашни шились РёР· бархата, атласа, РѕР±СЊСЏСЂРё, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством РїСѓРіРѕРІРёС† Рё петель СЃ кистями. Опашень носили Рё без РїРѕСЏСЃР° («РЅР°РѕРїР°С€СЊ»), Рё внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые. Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы [ править | править код ]

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector