Стили ювелирных изделий

Стили ювелирных изделий

Рассказать обо всех известных стилях ювелирных украшений в одной статье нереально — эту тему можно полно раскрыть разве что в объемной монографии, поэтому мы остановимся на трендах, рожденных в разные эпохи, но популярных сейчас.

Тенденция базируется на использовании:

  • традиционных для ювелирного дела материалов — золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней;
  • симметричных и простых по геометрии форм;
  • строгих пропорций.

Несомненный плюс классических украшений — универсальность, уместность в любом по стилистике ансамбле одежды, на женщине любого возраста.

В нынешней ювелирной моде классическое направление разветвляется на несколько интересных вариаций.

Классицизм . Основные приметы стиля:

  • драгоценные материалы;
  • упорядоченность соединения деталей — строгая симметрия;
  • использование античныхорнаментов и ажурных элементов;
  • цветовая гамма простая и сдержанная.

Барокко . Приоритет — роскошь, отсюда пышность и вычурность форм и цветовых сочетаний даже в ущерб гармонии. Узнать ювелирные изделия, выдержанные в барочной тенденции, можно по несимметричным затейливым формам, бантам и завиткам, тяжелым гирляндам камней и сложным орнаментам.

Рококо . Этот стиль можно назвать лайт-версией барокко. Здесь приветствуются изящные завитки и гирлянды. Одна из излюбленных форм женских украшений — веерная.

Подробнее

Второе название этого направления — «Ар нуво» (art nouveau) — в переводе с французского означает «новое искусство» и полностью объясняет суть направления. Оно призвано было, удалившись от классических канонов, приблизить моду к жизненному естеству — природным формам и оттенками, простоте и чистоте восприятия. Отсюда лаконичная конфигурация украшений, плавные линии, пастельные оттенки, использование натуральных минералов. Главенствующую позицию в ювелирном искусстве заняли не драгоценные материалы, а гармоничность сочетаний и эзотерические (мистические) символы. Особенно популярными стали серебряные кольца, колье, серьги с жемчугом и лунным камнем.

Подробнее

Второе название — «зоостиль». Тематика украшений сосредоточена вокруг животного мира. Это могут быть ювелирные изделия, выполненные как фигурки зверей, насекомых, птиц, морских обитателей. Вариант тренда — использование отдельных элементов, которые четко ассоциируются с животными: леопардовая расцветка, детали в форме птичьего пера, крыла бабочки, раковины моллюска, паутины и т. п.

Подробнее Подробнее Подробнее

Здесь масса вариантов — украшения могут выполняться в духе народных традиций разных стран и континентов. Особенно популярны африканские, азиатские, норвежские, индейские, испанские мотивы. В зависимости от того, какая культура отражена в ювелирных изделиях, выбираются формы и сочетания цветов.

Подробнее

Это направление в ювелирной моде приветствует явный символизм и ритуальную атрибутику, потому украшения выглядят несколько гротесковыми и мрачными. Основные формы — кресты, горгульи, стрелы, башни, ажурные шпили, маски, змеи, сердца.Цветовая гамма преимущественно темная, актуальны контрасты. Нередки сочетания серебра, черной эмали и бриллиантов (фианитов) либо рубинов или гранатов.

Это сравнительно новый стиль, появившийся не более 50–60 лет назад. Иногда его называют геометрическим. Приоритеты авангарда в ювелирных интерпретациях: объемные фигуры с острыми углами, броскость цветовых контрастов, необычные сочетания материалов.

Подробнее

В этом стиле получил естественное развитие конструктивизм. Однако ювелирные изделия лишились острых углов — получили более обтекаемые, космические формы. Предпочтительны металлы с холодным серебристым блеском и камни чистых оттенков, гладко отшлифованные поверхности.

Заканчивая разговор о стилях женских украшений, добавим, что любое направление не статично. Креативные дизайнеры стремятся привнести в ювелирное искусство свежее видение мира. Значит, у нас с вами, очаровательные дамы, есть безграничные возможности для выбора интересных аксессуаров.

Каждый человек по-своему выбирает ювелирные украшения, большинство людей обращает внимание на два фактора: стоимость и внешний вид. И только после того, как покупатель определяется с этими двумя критериями, в расчет начинают идти и другие моменты: вид драгоценного металла, вид драгоценного камня или самоцвета, стиль ювелирного украшения. Вот именно о стилях, существующих в ювелирной моде, нам и хотелось бы поговорить.

Говорить о стиле ювелирных украшений можно в двух аспектах:

  • Профессиональная классификация украшений, которая является общепринятой для любой моды и искусства – это классификация по виду эпох: барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн и романтизм. Затем в XX веке появились современные течения – кубизм, абстракционизм, арт-деко, футуризм и хай-тек. Однако это действительно специфическая классификация, которой пользуются ювелиры, дизайнеры, художники, модные дома и, изредка ценители ювелирных изделий.
  • Вторая классификация создана специально для любителей, обычных покупателей: классический стиль, авангард, зоологический стиль, этнический стиль, готический стиль, геометрический стиль, экзотический стиль, космический стиль. Такая классификация более понятна потребителю, ведь по названию можно сразу понять, что именно ожидать от ювелирного изделия. Мы рассмотрим обе классификации, чтобы каждый покупатель смог разбираться, что именно он выбирает, с чем можно сочетать украшения и как его носить.

Классический стиль — в нем работают большинство ювелирных брендов, хотя при этом выпускают коллекции, немного отличающиеся от основного направления. Редко какая ювелирная компания придерживается действительно единого стиля, предпочтения покупателей разные, а ведь именно запросы потребителя являются основным на ювелирном рынке и мировые ювелирные бренды стремятся их удовлетворить.

Итак, в классическом стиле работают: Damiani, BVLGARI, Links Of London, Tiffany, Cartier, Faberge, Chopard. Мы перечислили только малую толику существующих ювелирных компаний, которые работают преимущественно в этом стиле, просто для примера. Итак, чем же отличается классический стиль: изящные формы, утонченные, не слишком затейливые, строгие, лаконичные. Чаще всего форма ювелирных изделий – это круг или прямоугольник. Основной плюс подобного стиля – неподвластность моде, они будут актуальны в любое время и в любом месте, будь это рабочий костюм или элегантное вечернее платье.

Читайте также:  Краска для росписи обуви

Под словом авангард понимают более необычные украшения, которым присуще отрицание всех привычных форм и традиций. Ювелирное украшение, выполненное в данном стиле, подчиняется только одному закону – таланту, вкусу и желанию ювелира. Обычно это шокирующее, эксцентричное, необычное, подвижное, гибкое, яркое и броское украшение, в котором могут сочетать необычные материалы, драгоценные камни соседствовать с самоцветами, а платина сосуществовать с кожей. Так же нет никаких правил в использовании пропорций и форм ювелирного изделия. В стиле авангард в основном работают: Very, Gavello, Style Avenue, Alexander Arne, La Nouvelle Bague, Mauboussin, Pomellato, Vhernier, Россильвер.

Следующий стиль – зоологический, это украшения, в которых используют фигурки животных, птиц, рыб…в общем, флоры и фауны. Иногда данные коллекции выглядят легкомысленными, иногда веселыми, однако хотя бы одну коллекцию в подобном стиле можно встретить у любого международного ювелирного бренда, даже у самых элитных марок. Причем практически все подобные украшения все же можно отнести к классике.

Этнический стиль, или еще его называют стилем фольклор. Понятно, что все украшения этого стиля интерпретируют мотивы и культуру определенной народности или национальности: Индия, Испания, Япония, Китай, Россия…. Например, к типичному представителю этнического стиля можно отнести кельтские украшения, или характерный индийский стиль. Более узкий стиль – это: экзотический, его в принципе можно отнести к этническому стилю. Украшения выполнены в ярких, вызывающих и эффектных тонах, например, ближе всего к этому направлению – африканский стиль. Бренды, у которых встречаются этнические коллекции — De Beers, Deno Silver, Bochic, John Hardy, Boucheron, Gianmaria Donin, Henry Dunay, La Nouvelle Bague.

Готический стиль — это ювелирные украшения с ритуальной атрибутикой, кресты, горгульи…в общем, пристальное внимание этого стиля направлено на символику ювелирных изделий. Можно четко проследить в переплетениях узоров пентаграмму, руны или магические знаки, так же встречаются элементы средневековья, например, ажурные шпили башен. Другой подвид этого стиля – траурные изделия темными, мрачными тонами. Ювелирные бренды этого стиля — Ле Сибилле, Buccellati, Philipp Plein.

Теперь переходим к профессиональной классификации и начинаем со стиля барокко – это роскошный декор ювелирных украшений с динамичными, пышными и вычурными формами. Основные признаки данного стиля: пышный декор, нет сдержанности, четкости, правильности, гармонии. Преобладают тяжелые орнаменты, гирлянды, банты, завитки. Чаще всего – это массивные украшения. Современные ювелирные бренды этого стиля – Buccellati, Carrera y Carrera.

Стиль Рококо – более легкий, чем барокко. Для него характерны изогнутые формы, ассиметричные, причудливые сочетания всевозможных завитков и гирлянд. Вообще для стиля Рококо используют всевозможные закручивания, переплетения, это веерообразная композиция: изящная, хрупкая, грациозная. В этом стиле работает множество российских ювелирных брендов: «Сирин», «Стела эксклюзив».

Стиль классицизм, обратите внимание, не путать с классическим стилем, описанным выше. Этот стиль определяется веком Древней Греции и Римской античности. К основным признакам стиля можно отнести: подражание античности, в основном используется тематика лавра, дуба, меандра и аканта. Цветовая гамма простая, неяркая, и не кричащая, самыми заметными цветами являются черный, красный и белые тона. Для стиля классицизм характерны строгие и простые формы, чаще всего, это медальоны и розетки. В данном стиле можно увидеть коллекции от Faberge, Tiffany, Versace.

Стиль модерн отличается большим количеством плавных линий, удлиненный форм, текучести, ассиметрии, утонченности. Основной темой в ювелирных украшениях данного стиля являются флористические мотивы, изящные композиции и мистический колорит вещей. Здесь важны не стоимость драгоценные камней или металлов, а тот смысл, что они несут в себе. Важным оказывается не сочетание камней по стоимости или качеству, а по цвету, эзотерическому значению. Ювелирные компании этого стиля: Константин Крюков, Carlo Lucadella Quercia.

И завершая разговор о стилях ювелирных украшений, немного остановимся на современных стилях. Основным является стиль арт-деко, который сочетает одновременно роскошь и простоту, четкость линий и яркую игру драгоценных камней. Основным брендом и основоположником стиля является ювелирный бренд Cartier, который создает украшения, полные гармоничности, изящности, но при этом в них сохраняются простые и понятные формы. Другие бренды так же подхватили это направление: VanClееf & Arpels, StefanHafner, Tiffany & Co, Chorard, Picchiotti, de Grissogono, Chaumet, Graff, Воucheron, Bruni, Adler.

Стиль Хай-тек – это минималистические формы и драгцоеные металлы (Chaumet, Di Modolo). В основном обращается внимание на качество обработки металла, однако драгоценные камни в ювелирных украшениях этого стиля встретишь редко. Конструктивизм подвержен одной идее: форма должна отражать название предмета и его назначение. Именно здесь чаще всего встречаются изделия – трансформеры, ювелирные украшения в стиле конструктивизм многофункциональны (Gavello, Orlando Orlandini).

Как видно, стилей много, мы рассказали только об основных направлениях, однако внутри каждого стиля есть свои течения, подстили, классификация. Поэтому человек, прежде всего при выборе ювелирного украшения должен основываться на собственном вкусе. К тому же, пристрастие к одному стилю никак не исключает наличия в вашей домашней коллекции и украшений других стилей. Человек – существо изменчивое, многоплановое, поэтому мы довольно часто подстраиваемся под настроение: сегодня хочется выглядеть строго, классически и для этого подбираем соответствующие стили. А завтра хочется немного подурачиться, отдохнуть от привычного образа жизни и четких правил – именно для таких случаев и нужны украшения других стилей.

Читайте также:  Пантенол пенка инструкция по применению

Абстракционизм.

Этот стиль 1960-х годов характеризуется стремлением оторваться от традиций и любовью ко всему новому, дерзкому, шокирующему. Ювелирный дизайн в точности следовал этим принципам. Украшения того времени отличаются живой игрой цветов и текстур, а также абстрактными мотивами.

Авангард.

Этот стиль, украшениям которого присуща одна характерная черта: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко эпатажное. Яркость, бледность декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность и гибкость конструкций, тенденция к графизму- все это стиль «авангард». Сам термин «авангард» имеет значение борьбы за все новое, передовое и нетрадиционное в искусстве.

Ампир.

Этот стиль империи Наполеона Бонапарта сформировался в период триумфа и победоносных сражений. Декоративные предметы классической формы украшаются гирляндами, розетками и другими мотивами, заимствованными из античности.

Антикварный стиль.

Его возродили исторические костюмированные фильмы. Старинные мотивы, например бантики и медальоны , снова вернулись вместе с цепочками на поясе, только теперь они стали крепиться двумя зажимами к складками платьев.

Античный стиль.

Называется также археологическим. Античность времен Римской империи нашла отражение в ювелирных работах середины XIX века. Модными стали фибулы (пряжки для скрепления одежды), амулеты, украшения из монет, вставки из эмалей с классическими мотивами античности.

Ар Деко.

Этот стиль отражал усиление в обществе 1920-1930-х годов оптимистически настроенных после Первой мировой войны. Вдохновленные идеями искусства начала XX века, которые воплотились в живопись кубистов и абстракционистов и в ярких костюмах и декорациях балетных спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева, дизайнеры ювелирных изделий разработали стиль, который сочетал в себе простоту геометрических конструкций, с одной стороны, и яркую игру и роскошь ограненных цветных камней- с другой. Ключевыми понятиями в изобразительном искусстве того времени были «геометрия», «линейность», «стилизация». Ювелирные изделия стиля «ар деко» выглядят смело, ярко и волнующе. Делались они очень тонко.

Ар нуво.

Этот стиль окончательно сформировался к началу 90-х годов XIX века. По-французски этот термин звучит как « ар нуво» ( новое искусство), по-немецки «югенстиль» ( молодость), по-русски – «модерн» ( новейший, современный). Основные признаки стиля- доминирование плавных удлиненных форм. Главными мотивами в ювелирных изделиях являлись томные женские фигуры с распущенными струящимися волосами в одеждах с ниспадающими складками, пересекающиеся кривые линии, стилизованные цветы (в основном роскошные орхидеи, лилии, ирисы), птицы и насекомые. Основным источником вдохновения дизайнеров, работавших в стиле «ар нуво» была природа, в которой они черпали свои «текущие» растительные орнаменты.

«Атомный модерн»

«Атомный модерн» — стиль ювелирных украшений 1950-1960-х годов. Некоторые искусствоведы называют этот период «ранний Гарри Уинстон». Для этого стиля характеры платиновые с бриллиантами кольца и броши с мотивами водопадов, а так же популярные изделия лучевой формы из множества бриллиантов.

Барокко.

Название стиля происходит от французского слова «причудливый». Стиль восходит к живописи, скульптуре и архитектуры итальянского возрождения первых десятилетий XVII века. Эмоциональному содержанию стиля «барокко» присуще прежде всего яркая помпезность и сдержанное величие. Основными признаками стиля являлись листья аканта, фронтоны, гирлянды, накладной растительный декор и изящно моделированные фигуры, часто изогнутые или выпуклые, с формальными симметричным узором. Характерно использование дорогих материалов: драгоценных камней, флорентийской мозаики.

Берлинский стиль.

Берлинский стиль использовал сложные орнаменты художественного стиля готики, мода на который в 1820-х отражалась в траурных украшениях черного цвета.

Викторианский стиль.

Во второй половине XIX века в ювелирном деле наблюдается возрождение интереса к историческим стилям и реалистическому восприятию природы (животных, птиц, плодов и цветов). Широко применялись новые технологии, например гальванопокрытие. Порой одно изделие демонстрировало различные стили. Введение новых технологий позволило удешевить производство подражаний историческим стилям. В этот период главенствовали возражденные стили- неоготика, неоренессанс, неорококо. Основные признаки стиля: крупные изогнутые формы, щедрый декор. Мотивы возрожденных стилей: завитки рококо, готические шпили и гильош ренессанса. Использовались такие природные материалы, как, например, черепаховый панцирь, кость, дерево, мрамор, кораллы.

Голливудский стиль.

Голливуд имел огромное влияние на стиль своего времени. Как только звезда экрана появлялась на публике в каком-нибудь сногсшибательном украшении, ювелиры спеши воссоздать его копию. Многие фабрики по производству бижутерии воссоздавали идеальные копии драгоценных изделий, особенно подходившие к вечерним платьям.

В 1840-х годах появились украшения с элементами готического стиля: стрельчатые окна, рыцари, ангелы и геральдические символы.

Египетский стиль.

На разработку необычной коллекции дизайнеров вдохновляет порой научные открытия. Так, в ноябре 1922 года в Египте была обнаружена гробница Тутанхамона, в результате чего возродился интерес к египетскому стилю. В 1930-е годы типичными мотивами украшений стали скарабеи, змеи, пирамиды, пальмы, древнеегипетские иероглифы и сфинксы (позже- с туловищем льва и головой фараона, вола, ястреба или сокола).

Классический стиль.

Главные признаки ювелирных украшений классического стиля- строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды. Внутри стиля существуют ряд направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления. Основная тенденция последних лет состоит в производстве практических украшений, подходящих активному образу жизни современной женщины. Обычно такие украшения характеризуются плавными округлыми линиями.

Читайте также:  Карандаш для губ вивьен сабо палитра

Мавританский стиль.

Оккупация Францией Алжира (1830-1847) и массовый ввоз в Европу различных экзотических товаров мавританского происхождения обусловили возникновение в моде нового направления. Европейские ювелиры никогда не копировали изделия, произведенные на Среднем Востоке, однако узлы, ленты, вьющиеся шнурки, фестоны и кисточки североафриканских костюмов, воспроизведенных в золоте, превращались в броши, серьги и центральные звенья браслетов.

Модерн.

Этот стиль возник в России в 1918 году в результате изменений технологии и роста потребления после окончания Первой мировой войны. Он отличается беспрецедентным разнообразием форм и мотивов. Хотя ручная работа высокого качества все еще была в центре, требовалось все больше проектов изделий, предназначенного для массового производства. Стало использоваться все больше новых материалов. Основные признаки стиля: внимание сосредоточенно не на декоре, а на форме, цвете, дизайне; преобладание стилизованных абстрактных мотивов.

Неоклассицизм.

Этот стиль знаменовал собой возрождение к греческой и римской античности. Декор изделий пополнился гирляндами, стилизованными колосьями, ленточными переплетениями, листьями дуба или лавра. Неоклассицизму присущи простые и строгие формы. Цветовая палитра неяркая, сдержанная. В расположении орнаментальных композиций соблюдались симметрия и определенный порядок. Особой популярностью пользовались старинные геммы из археологических раскопок. Эти раритеты прошлого необычайно ценились и вставляли не только в броши, но и в кольца, серьги, пряжки пояса и даже в диадемы. Наряду с камнями и инталиями в моду вошли ожерелья в виде римской мозаики из полихромного матового стекла. Любимыми сюжетами для такой мозаики были виды древнеримских архитектурных сооружений, пейзажи, животные, а чаще птицы и картинки деревенских праздников.

В 1870-1880 годах изготавливались много украшений в этом стиле. Во Франции неоклассицизм проявился в изделиях с силуэтом грифонов и мифологических животных, нередко украшенных полихромной эмалью. Часто источником для вдохновения для ювелиров служили «архитектурные» и фантазийные подвески, которые изготавливались в Германии во второй половине XVI века. В Англии 1870-х годов одним из самых популярных украшений в стиле неоренессанса была подвеска с овальным камнем в центре в рамке из выемчатой разноцветной эмали, украшенная бриллиантами и гранатами

Поп-арт.

В течение 1950-1960-х годов огромное влияние на искусство оказывали направления «оп-арт» и «поп-арт», во главе которых стоял Энди Уорхолл. Эта молодежная культура, обобщенно выраженная девизом «все в моде», в 1960-е годы нашла отражение и в украшениях, которые стали более крупными и вычурными, как бы создавая ими имидж респектабельности. Молодежный стиль «поп-арт» в ювелирных украшениях предполагал широкое использование пластика, цвета которого становились все более фантастическими.

Ретро.

Этот стиль, основу которого составляет нарочитая имитация форм, характерных для стилей прошедших эпох, имеет отношение скорее не к дизайну, а к стайлингу. Ретро обращается к истории, но отличается более формальным внешним подходом. Большие и громоздкие изделия этого типа сочетали в дизайне свободные формы с разнообразием геометрических контуров. Бижутерия в стиле ретро была обычно выполнена из покрытого золотом металла. Изделие часто представляло собой один большой камень или кабошон, в отличие от россыпи мелких камней стиля «ар деко».

Рококо.

Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции стиля «барокко» сменились на игривую легкость причудливых асимметричных форм нового стиля – «рококо». Название «рококо» произошло от мотива «рокайль» — главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины. Начиная с 1720-х годов орнаментика рококо становится все более экстравагантной, экзотической и ассиметричной, демонстрируя свободные сочетания завитков, растительных узоров, фигурок турков и индийцев, обезьянок. Основными признаками стиля являлись изогнутые ассиметричные формы, различные сочетания завитков. Главными мотивами были элементы китайского искусства, причудливые фигуры сатиров, сфинксов, цветы и листья, темами декоров – аллегории и мифология.

Романтизм.

Крушение могущественной империи Наполеона вызвало в Европе небывалый романтический подъем общественного сознания, обостривший стремление к личной гражданской свободе и подтолкнувшей к поискам новых идеалов. Начиная с 1830-х годов романтизм распространился на дизайн ювелирных украшений. В ювелирное дело он привнес мотивы стрел, луков, щитов, геральдические символы и фигуры ангелов.

Русский стиль.

Во второй половине XIX и начале XX века повышение интереса к древнерусскому искусству приводит к тому, что в ювелирном деле повторяются формы ковшей, братин, чаш, чарок в сильно модернизированном виде, декоративные сосуды изготавливают с орнаментов в «русском стиле». В конце XIX и начале XX века они выпускаются уже крупными фабриками в больших сериях и широком ассортименте. Это главным образом церковная утварь, дорогая посуда, туалетные принадлежности. Технологические приемы в этот период достигают большого совершенства и отличаются особой точностью и тонкостью.

(От греч. «эклектикос» — выбирающий). Это смешение в одном изделии различных стилей, разнородных по происхождению, противоположных по художественному смыслу, «несовместимых» элементов.

Особенностью изделий, выполненных в этрусском стиле, является техника филиграни, когда узор из тонкой золотой и серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочку, наносили на металлический фон.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector