Стили общения таблица по психологии

Стили общения таблица по психологии

Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.

Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.

Стиль общения: что это такое

Общение состоит из трех компонентов:

  1. Содержание, определяющее предмет коммуникации, разговора.
  2. Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
  3. Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.

Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.

Вежливое общение

Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.

Современная классификация стилей общения в психологии представлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, Сергея Шеина и других.

Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.

Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.

Стилям общения присущи:

  • объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
  • субъективная – личностные особенности индивидуума.

Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.

3 категории

Стили общения подразделяются на три категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенном сообществе:

  1. Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
  2. Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
  3. Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.

6 основных стилей общения

Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.

Авторитарный

Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.

Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью. Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.

Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.

Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.

Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.

Манипулятивный

Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.

  • ссылаются на авторитетный источник;
  • акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
  • говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
  • жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.

Существуют многочисленные приемы манипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами и людьми других профессий, а также в семейных отношениях.

Демократический

При демократическом общении любая проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа ситуации, принятия решений.

Демократический стиль способствует:

  • правильной мотивации;
  • поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
  • открытому высказыванию своего мнения.

В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения. Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.

Читайте также:  Выбор ножа для рыбалки

Либеральный

При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.

Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.

В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.

Деловой

Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.

Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.

Межличностное общение

Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.

При неформальном разговоре часто прибегают к:

  • просторечию;
  • субъективной оценке сказанного;
  • экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
  • сокращениям;
  • разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.

Часто используется восклицательные и побудительные предложения.

Заключение

Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.

Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.

Таблица «Стили общения»

Главной особенностью является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Его результаты — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, отстраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Это непоследовательным стиль.

Характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль, использование приказного тона, резких замечаний; обилие нетактичных выпадов в адрес одних и неаргументированное восхваление других. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет. Авторитарный лидер субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Между челами группы царит вражда. Покорность руководителю и заискивание перед ним.

Характеризуется совместной постановкой целей и нахождением путей их достижения. Равноправие. Увлеченность совместным творческим поиском. В основе — единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском — источник дружественности, заинтересованность работой. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми. Строится на взаимоуважении, доброжелательности, поддержке, совместной деятельности. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений.

Связанно с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. Это кокетничанье, погоня за любовью, хвастливость приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Общение-заигрывание возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

Читайте также:  Серое платье с цветочным принтом

Связан в основном с неумением организовать продуктивное общение. В сущности своей оно не создает коммуникативной атмосферы, регламентирует ее, т.к. ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание.

Оцениваются факты, а не личность. Главной особенностью оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В

результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Учащиеся проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, сближаются между собой в личностном отношении. Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Влияние индивидуальных характеристик личности на стиль общения. Определение стилей лидерства. Уровень психологической культуры общения. Характеристика стилей общения, обозначенных в трудах теоретиков. Особенности коммуникативных возможностей партнеров.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.02.2015
Размер файла 373,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине: «Теория и практика общения»

тема: «Характеристика стилей общения»

1. Характеристика стилей общения

2. Манера общения и стиль

3. Влияние индивидуальных характеристик личности на стиль общения

Список использованных источников

Несмотря на обилие индивидуумов в природе, их поведение и взаимоотношение между собой подчинено ограниченному количеству законов. Одним из таких критериев оценки являются стили общения, который использует человек при общении с себе подобными.

Стиль общения присущ каждому из нас. Он не является индивидуальным отличительным признаком, т.к. стили подвергаются определенной классификации. Обычно человек на протяжении свей жизни вырабатывает для себя какой-то один стиль общения, но он может меняться в зависимости от ситуации, от внешних факторов, которым подвержен человек. Стиль общения всегда характеризует уровень зависимости одного человека от другого.

Процесс общения всегда характеризуется передачей информации от одного человека другому. Вопрос только в том, как он это делает и почему? На вопрос «почему?» отвечает содержание общения. Оно определяет цель, предмет общения. А вот как человек общается с окружающими видно из стиля его общения.

Стиль общения в подавляющем большинстве случаев вырабатывается под действием характера человека. Современная наука делает далеко не первую попытку в истории человечества по систематике характеров, темпераментов, и, как следствие, типов и стилей общения.

Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлено значением общения в жизни каждого человека. Общение — неотъемлемая часть жизни человека в обществе. Более того, под общением можно рассматривать не только непосредственную коммуникацию между двумя или более людьми, но и получение информации из окружающего мира и сообщения ему своей реакции. Именно поэтому понимание стилей общения дает возможность улучшить как понимание других людей, так и понимание себя самого.

Читайте также:  Правила выхода из конфликтной ситуации

Целью контрольной работы является характеристика стилей общения, обозначенная в трудах теоретиков и экономистов.

Объектом изучения является стиль общения. Предметом изучения — влияние индивидуальных характеристик личности на стиль общения.

При написании контрольной работы были изучены учебные материалы по заданной теме, а также публикации в психологических журналах.

1. Характеристика стилей общения

Стиль общения — способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включенных в общение.

Понятие стиля общения довольно близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию характеров. Общая характерология представляет из себя учение о признаках как физического, так и душевного рода. Поскольку душа была и остается для человека явлением крайне сложным и таинственным, создатели характерологии начинали изучение характера, ориентируясь на внешние признаки. Сюда можно отнести не только графологию, физиологическую типологию Кречмера, более ранние френологию Галля и физиогномистику Лафатера, но и возникшую на древнем Востоке астрологию, которая пыталась «внести порядок в хаос индивидуального». Физиологическое деление на четыре гуморальных темперамента находится в тесной связи с древними космологическими воззрениями, бравшими за основу типологии тригоны четырех элементов — воздуха, воды, земли и огня, соотнесенные со знаками зодиака. Тот, кто родился в этих тригонах, отчасти обладает их воздушной или огненной природой, влияющей на темперамент или судьбу [10, с. 17].

Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Застуга К. Левина состоит в том, что они положили начало углубленному изучению стиля общения, разработал социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Благодаря К. Левину можно определить несколько стилей лидерства: авторитарный, демократический и анархический. При более поздней классификации произошло введение синонимов для определения этих стилей.

Авторитарный стиль лидерства является самым жестким из всех. Он подразумевает практически узурпацию права на принятие управленческих решений. Только лидеру дано единоличное права распределение полномочий внутри группы. Указания лидера носят директивный характер, не допускающий наличие иного мнения или формы поведения. Вследствие этого этот стиль еще называют «директивный», «властный».

Демократический стиль подразумевает некоторую свободу для членов группы. При этом лидер часть своих полномочий делегирует членам группы, призывая их участвовать в принятии управленческих решений. Данный стиль может именоваться еще и «коллегиальным», «демократическим».

Либеральный стиль лидерства основан на полном доверии лидера к членам группы. Основываясь на этом доверии, лидер передает группе все права на управление, при этом сам уходит в сторону от принятия конкретных управленческих решений. Такой стиль полностью отвечает таким своим названиям, как «попустительский», «анархистский».

Эффективность стилей лидерства зависит не только от самого руководителя, но и от уровня самосознания (культуры) группы. Если при авторитарном стиле роль культуры группы, как и самой группы, сведено к минимуму, то при попустительском стиле, прежде всего культуры группы зависит конечный результат.

К. Левин предложил определенные критерии, по которым можно определиться по принадлежности к определенному стилю различия в стилях представленых в таблице 1.

Таблица 1. Различия в стилях общения по К. Левину [2, с. 154]

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector