Виды школьных конфликтов

Виды школьных конфликтов

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

Р’ хорошей РіСЂСѓРїРїРµ конфликтов РЅРµ будет. Р’ каких ситуациях конфликтов действительно может РЅРµ быть? Например, РІ ситуации знакомства, РєРѕРіРґР° дети только присматриваются, сближение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ постепенно, РІСЃРµ достаточно осторожны Рё корректны, Рё даже если какая-то ситуация задевает участника, то РјРЅРѕРіРёРµ делают выбор РїРѕРєР° «РїСЂРѕРіР»РѕС‚ить». Р’ ситуации, РєРѕРіРґР° участники сильно дистанцированы РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, РєРѕРіРґР° сближения РЅРµ произошло Рё РЅРёРєРѕРјСѓ РёР· участников РѕРЅРѕ РЅРµ интересно. РџРѕ сути, это РЅРµ совсем РіСЂСѓРїРїР°. Такое чаще встречается РІ группах, РєРѕРіРґР° участники взрослые люди Рё РіСЂСѓРїРїР° временная (например, кратковременное обучение). Р’ школьном коллективе, состоящем РёР· разных активных участников СЃ небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов РЅРµ быть просто РЅРµ может. Другое дело, что педагог может РЅРµ заметить конфликт, если ученики его скрывают. РќРѕ это речь уже Рѕ старших классах. Р’Рѕ всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация РЅРѕСЂРјС‹ для РіСЂСѓРїРїС‹. Другой РІРѕРїСЂРѕСЃ, как этот конфликт выглядит Рё проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° любые возможные ресурсы (внимание РєРѕРіРѕ-либо, статус РІ РіСЂСѓРїРїРµ), отстаивание себя, СЃРІРѕРёС… интересов. РњРѕРіСѓС‚ быть открытые Рё скрытые конфликты. Бывает, что приходишь РІ класс, Р° ощущение, что РІСЃРµ внутри «Р·РІРµРЅРёС‚» РѕС‚ напряжения, хотя никто РЅРµ ругается.

Р’ младшей школе серьезных конфликтов быть РЅРµ может. Есть распространенное убеждение, что дети РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ неагрессивны, РґРѕР±СЂС‹, потому РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ хотеть РєРѕРјСѓ-либо зла. Обычно это действительно так, Рё РІ младшей школе часто идет речь Рѕ непреднамеренных обидах Рё РїСЂРѕС‡. РўРѕ есть дети изначально РЅРµ планировали, просто так получилось. Рђ потом закрепилось. Р� усилилось. РќР° эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «РџРѕРІРµР»РёС‚ель РјСѓС…». Рљ ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. Рљ сожалению, это РЅРµ всегда РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє его разрешению. Любой конфликт, даже РІ детском саду, РЅРµ должен оставаться без внимания педагога. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… ситуациях РЅР° начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться СЃ ситуацией.

Дети должны сами разобраться СЃ конфликтом. Это спорная идея. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РґР°, дети РјРѕРіСѓС‚ получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. РќРѕ ситуация может быть РёРј «РЅРµ РїРѕ зубам», тогда РѕРЅРё получат опыт капитана РЅР° неуправляемом СЃСѓРґРЅРµ: ответственность как будто РЅР° РЅРёС…, Р° ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… РІ РіСЂСѓРїРїРµ. Нет, это РЅРµ так. Как РјС‹ уже говорили, конфликт возникает РІ момент столкновения интересов участников. Полный, С…СѓРґРѕР№, РІ очках, «Р±РѕС‚аник», «РґРІРѕРµС‡РЅРёРє», ребенок СЃ РћР’Р— Рё С‚. Рґ. – РЅРµ имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если РІ РіСЂСѓРїРїРµ конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-РЅРёР±СѓРґСЊ, порчи имущества Рё С‚. Рґ., для таких ситуаций РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ термины «С€РєРѕР»СЊРЅР°СЏ травля», «Р±СѓР»Р»РёРЅРі», «РјРѕР±Р±РёРЅРі». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «РёР· жизни». Проще всего вспомнить пару примеров РёР· вашего школьного детства, обратить внимание РЅР° ваши ощущения РІ той ситуации Рё вспомнить РїСЂРѕ те выводы, которые РІС‹ сделали тогда (будучи ребенком). РЈ меня самой РІ пятом классе были напряженные отношения СЃ девочкой РёР· параллельного класса. Однажды РѕР±Р° наших класса ждали учителей РІ темном РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ (СѓСЂРѕРєРё были РІ соседних кабинетах). Слово Р·Р° слово, оскорбления Рё драка. РњРЅРµ чудом удалось нанести больше ударов, Рё СЏ услышала СѓРіСЂРѕР·С‹ РІ СЃРІРѕР№ адрес. Дальше СЏ сбежала СЃ СѓСЂРѕРєР° Рё окольными тропами возвращалась РґРѕРјРѕР№. Девочка гналась Р·Р° РјРЅРѕР№, было страшно, РЅРѕ РІ какой-то момент отстала. Продолжения Сѓ истории РЅРµ было, РјС‹ РѕР±Рµ старались РЅРµ встречаться. Было невероятно страшно ходить РІ школу следующие несколько месяцев, Р° также СЏ понимала, что никто РёР· взрослых РјРЅРµ помочь РЅРµ сможет Рё РЅРµ собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. �х исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. � вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

ученики как будто отвлекают сами себя Рё вас РѕС‚ какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «Р·Р°СЃРјРµРёРІР°С‚СЊ» Рё РїСЂРѕС‡.

Это РѕРґРёРЅ РёР· самых сложных пунктов. РљРѕРіРґР° большая нагрузка, РјРЅРѕРіРѕ разноплановых задач, РјРЅРѕРіРѕ классов, очень легко немного «Р·Р°РјРѕСЂРѕР·РёС‚СЊСЃСЏ», перестать чувствовать усталость Рё РІ целом СЃРІРѕРё настроения Рё состояния. Рћ том, как заботиться Рѕ себе РІ ситуации постоянных цейтнотов, РјС‹ еще будем говорить. Здесь РїРѕРєР° речь Рѕ том, что если Сѓ вас получается быть живым Рё чувствительным РІ РіСЂСѓРїРїРµ, – РІС‹ РЅР° шаг впереди Рё можете застать проблемы РЅР° этапе формирования. РЎРІРѕРёРј подозрением РІС‹ можете поделиться СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё учителями или СЃРѕ школьным психологом, тогда Сѓ вас будет команда «РЅР°Р±Р»СЋРґР°СЋС‰РёС…».

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

Читайте также:  Как выбрать одежду для новорожденного РїРѕ размерам

3. Предлагайте РґСЂСѓРіРёРµ варианты решения. Если Сѓ вас хорошие отношения СЃ учениками, РѕРЅРё вам доверяют, РІС‹ можете РёРј предложить вариант решения ситуации. Р�ли несколько вариантов. Р�ли предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы РЅР° классном часе. Это может быть РІ форме РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё СЃРѕ спорными утверждениями. РќРѕ возможно, РІС‹ просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации Рё спросите РёС… мнения: как РёРј такая идея? Почему Р±С‹ РЅРµ попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, РєРѕРіРґР° РІС‹ предлагаете что-либо ребятам РЅР° короткое время. Например, РІ течение следующего РґРЅСЏ обращаться РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ «СѓРІР°Р¶Р°РµРјС‹Р№» Рё РїРѕ имени Рё отчеству Рё потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «РљСЂСѓРі сообщества». Р’ сложных ситуациях точечные действия, Р° также усилия только РѕРґРЅРѕРіРѕ человека РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ привести Рє желаемым изменениям. Р’ более сложных ситуациях бывает недостаточно Рё слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы СЃ конфликтами РІ рамках школы. РћРґРЅР° РёР· эффективных технологий – проведение «РљСЂСѓРіР° сообщества». Эта технология РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ для того, чтобы создать поворотный момент РІ сложных конфликтных ситуациях, РєРѕРіРґР° недостаточно работы только СЃ РѕРґРЅРёРј классом Рё ситуация требует системного вмешательства. Р’ этом случае необходима работа психологов РЅРµ только СЃ конкретным классом, РЅРѕ Рё СЃ педагогами, Рё СЃ родителями учеников данного класса. Р�спользуя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной Рё эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений СЃ РѕРїРѕСЂРѕР№ РЅР° ценности участников РіСЂСѓРїРїС‹. Это глубокая Рё сложная работа, поэтому наиболее эффективно, РєРѕРіРґР° ее РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ приглашенные специалисты, РЅРµ заинтересованные РІ каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется РјРЅРѕРіРѕ ресурсов школы, как РјРёРЅРёРјСѓРј временных. Р� РёРЅРѕРіРґР° руководство школы принимает решение «РЅРµ замечать» конфликта. Рљ сожалению, время РІ этих ситуациях может работать против школы, что РІ конечном итоге приведет Рє более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

В�ДЫ КОНФЛ�КТОВ В ШКОЛЕ � ПУТ� �Х РАЗРЕШЕН�Я

Конфликт «РЈС‡РµРЅРёРє — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя СЃ ребенком. Ученика хорошо называть РїРѕ имени, важно, чтобы РѕРЅ почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то РІСЂРѕРґРµ: «Р”РёРјР°, конфликт — РЅРµ РїРѕРІРѕРґ переживать. Р’ твоей жизни будет еще РјРЅРѕРіРѕ подобных разногласий, Рё это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков Рё оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «РЈС‡РёС‚ель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

РљРѕРіРґР° ситуация трезво оценена Рё проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта СЃ «С‚рудным» родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь Рє конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Читайте также:  Ежедневные молитвы РЅР° каждый день простого человека

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Р�спользуя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона РјРѕРі провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «РљРѕРЅС„ликт матери СЃРѕ школьными учителями спровоцировал Антон. Это РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ внутренней неудовлетворенности мальчика СЃРІРѕРёРјРё отношениями СЃ ребятами РІ классе. Мать подлила масла РІ РѕРіРѕРЅСЊ, РЅРµ разобравшись РІ ситуации, увеличив враждебность Рё недоверие сына Рє окружающим его РІ школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят Рє Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «РЈС‡РёС‚ель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией РЅР° раздражительность Рё повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора РЅР° повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием СЃРѕ стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон РІ ответ РЅР° Р±СѓСЂРЅСѓСЋ реакцию ученика. РЎРєРѕСЂРѕ Рё ребенок «Р·Р°СЂР°Р·РёС‚СЃСЏ» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример. Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти РёР· положения, отшутившись, сказав что-либо СЃ ироничной улыбкой РІ адрес девочки, например: «РћРєСЃР°РЅР° сегодня мало каши съела, дальность Рё точность Р±СЂРѕСЃРєР° Сѓ нее страдает, последняя бумажка так Рё РЅРµ долетела РґРѕ адресата». После этого СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ продолжать вести СѓСЂРѕРє дальше.После СѓСЂРѕРєР° можно было попробовать поговорить СЃ девочкой, показать ей СЃРІРѕРµ доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать СЃ родителями девочки, чтобы узнать возможную причину РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь РїСЂРё выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — РІСЃРµ это оказалось Р±С‹ нелишним РІ процессе приведения конфликта Рє конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

�зучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

Второй момент — анализ ситуации без превратности .

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придите.

Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

�так, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . � решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. �ногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Читайте также:  Отличие блузки РѕС‚ рубашки

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным РІРёРґРѕРј конфликта является непонимание между преподавателем Рё учащимися. Как часто ученики полагают, что РёРј незаслуженно ставят плохие оценки Рё мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! РќРµ действует РЅРё неприятие учителей, РЅРё осуждение одноклассников. Р�РЅРѕРіРґР° ребенок РїРѕ каким-то причинам настолько погружается РІ себя Рё СЃРІРѕР№ собственный РјРёСЂ, что перестает замечать происходящие РІРѕРєСЂСѓРі события. Конфликт РѕС‚ этого только затягивается, что РЅРµ способствует его разрешению. Между тем, РЅРµ всегда РІ модели «РЈС‡РёС‚ель – ученик» виноват ребенок. Учитель РІ любом случае старше Рё мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя Р±С‹ свести его Рє РјРёРЅРёРјСѓРјСѓ. Надо сказать, учителя тоже РЅРµ всегда внимательны Рє ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – РІСЃРµ это откладывает серьезный отпечаток РЅР° личность. РњРЅРѕРіРёРµ педагоги страдают тем, что навешивают РЅР° ребенка негативные ярлыки Рё относятся Рє нему предвзято СЃ первой же промашки, РЅРµ давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса РїРѕ любому РїРѕРІРѕРґСѓ устраивают «СЂР°Р·Р±РѕСЂРєРё» СЃ учителем, спрашивают, откуда Сѓ ребенка четверка, почему РЅРµ пять? Конфликт растет: Сѓ ребенка формируется нежелание учиться, поскольку РЅР° его глазах родители ведут себя некорректно СЃ педагогом. Учитель начинает искать помощи Сѓ завуча Рё директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector